​Вера КОСТРОВА, Нижний Новгород:

Страшнее и опаснее дебилизации масс могут быть только историческое беспамятство и игры в политику с детьми

«Не прививается и не приживается демократия там, где с колыбели не воспитывается уважение к человеческой личности и закону, где каждый норовит проехать на халяву и пожить за чужой счет. Удивительно только, почему мои коллеги - педагоги - не понимают, насколько опасно воскрешение одиозного образа. Они ли не изучали архивы и документы? Конечно, если возникнет массовая потребность в сильной руке, диктатор обязательно найдется, но нужно ли нам, учителям, приближать это время? Мы много сегодня говорим о дебилизации масс, гуманитарной и исторической безграмотности, но, на мой взгляд, еще опаснее и страшнее историческое беспамятство и игры в политику с детьми...»

http://www.ug.ru/insight/189

Ксения Русанова
Возможно, дети устали от наших прекраснодушных излияний. Они видят в жизни другую реальность и делают из этого свои выводы. Имеют право. Право на свою позицию, свое мнение, свое мировоззрение. Терроризм, диктатура, деспотизм не являются к нам из воздуха. У них действительно есть свои причины. Мы можем ненавидеть эти явления социальной и политической жизни общества, но они все равно будут существовать независимо от нашего восприятия и их оценки. Я не люблю конъюнктуру, мне импонирует объективный взгляд на историю. Почему много лет преследовали, загоняли, как зверя, Александра II, впервые в истории Российского государства проведшего серьезнейшие демократические реформы? Почему именно в его правление зародились террористические организации, в которые вошли молодые, талантливые, очень красивые люди? Почему советский народ так отчаянно, проявляя уникальный в истории человечества массовый героизм, бился за свою страну (СВОЮ!), несмотря на жестокие сталинские репрессии? Загадка. Загадка ли? Ваши ученики могут ошибаться (хотя, кто знает, где истина? Почему мы присваиваем себе право на истину?), но это думающие люди, смеющие высказывать свое мнение. И как сейчас мало таких молодых ребят! Мне не понравился ваш сарказм в адрес сталиниста. Веет в нем каким-то отречением. Я не отрекаюсь от своих учеников, даже если у них диаметрально противоположные моим мировоззренческие позиции. Наши ученики - это не винни пухи, которым можно забивать голову любым наполнителем. Это личности, имеющие право думать по-своему. Кстати, я не учитель истории.

Елизавета Карасева
Дед моего мужа был расстрелян в Бутове. Его фамилия есть в «Мемориале». Он был офицером, дворянином. В 1963 г. «за отсутствием состава преступления» его реабилитировали. Переписанное свекровью от руки дело хранится дома. Дядя провел в лагере и ссылке 15 лет. Семья свекра чудом спаслась от раскулачивания. Их предупредили, и они ночью бежали из родного села, бросив все. «Вина» была в том, что большая семья работала от зари до зари и не голодала, а еще помогала нуждающимся. Как жили дети «врагов народа», думаю, известно многим. «Дети за отца не отвечают» - это только фраза. К жизни, работе, учебе она часто не имела никакого отношения.
Спасибо вам, Вера, что подняли эту тему. И как много зависит от учителя, как он преподнесет историю, как историю опишут в учебниках! Я не учитель, я мать, бабушка. Но это НАША история, НАША боль и трагедия. Даже страшно представить, что все может повториться. Тогда у НАШИХ детей и внуков будущего просто нет.

Ольга Руф
Да с детьми-то все понятно, что с них взять? Вопрос адресован к учителям. Они, казалось бы, должны отличать белое от черного. Но вот,  увы,  не различают. У меня тоже недоумение по поводу их оценки исторических событий. Я литератор, и с историками нам почти всегда не по пути...

Я Словесник
Умом Россию не понять... Это правда, почему-то демократия не приживается у нас. Люди часто поступают вопреки всякому здравому смыслу. То, что в другой стране вызовет безоговорочное послушание, у нас послужит поводом к проявлению изобретательности и фантазии, как обойти этот запрет. Примером может служить хотя бы процесс проведения ЕГЭ. Поэтому мы сами видим выход только в тоталитаризме.
К сожалению...
Я не представляю, что же должно случиться, чтобы наши люди стали жить по-честному, не обходя законы?

Татьяна Константиновна
А я не согласна... В Германии 30-х годов молодежь искала ответы на свои вопросы и нашла их в фашизме. Не дай бог, наши юноши найдут свои ответы в сталинизме. Подростки, увы, очень подвержены всякого рода пропаганде и легко ведутся на любую агитацию. Потому что возраст такой.  Мои коллеги называют его грубо, но точно: «Играй, гормон!»