Краткая характеристика и описание правил
Пионербол - один из вариантов игры в волейбол по облегченным правилам.
Цель игры - перебросить мяч на сторону противника так, чтобы он опустился в пределах площадки.
Подготовка к игре
Игра проводится на волейбольной площадке или в физкультурном зале, разделенных сеткой или шнуром, который натягивается на высоте 130-150 см. В игре участвуют 2 команды по 6 (8) человек в каждой. Игроки располагаются в две линии на своих сторонах площадки (см. рис. 1).

Распределение игроков на команды
Распределение игроков на команды может осуществляться разными способами. Ниже приведены несколько из них, но педагог может придумать свой вариант.
По расчету. Производится расчет по два, соответственно игроки №1 оказываются в одной команде, №2 - в другой.
По выбору капитана (2 способа).
1. Назначаются два капитана, которые выбирают себе команду на свое усмотрение.
2. Деление проводится в форме игры. Все игроки делятся на пары, кроме капитанов. Каждый игрок в паре зашифровывает свое имя, называясь фруктом, овощем, птицей, игрушкой и т. д. (например, апельсин и мандарин, мотоцикл и машина и т. п.), затем предлагают капитану сделать выбор, задавая вопрос: «Что ты выбираешь - апельсин или мандарин?». Выбранный капитаном игрок становится членом одной команды, соответственно другой игрок переходит в другую команду.
По цвету. Дети делятся на две команды в соответствии с цветом своей футболки.
Правила игры
1. «Мяч в игре». Одна из команд по жребию начинает игру с подачи из-за лицевой линии (на начальном этапе обучения подачу можно производить с любого места площадки).
2. «Мяч в поле». При подаче мяч должен перелететь на противоположную сторону площадки (касание сетки мячом допустимо). Если мяч опустился в пределах площадки одной команды, то противоположная команда получает 1 очко.
3. «Аут». Мяч, брошенный игроком одной команды и ушедший за пределы площадки, засчитывается в пользу противоположной команды. В случае касания его игроком очко присуждается нападающей команде.
4. «Три касания мяча». Игрок, поймавший мяч, может выполнять передачу другому игроку своей команды, тот еще одну для нападающего броска другому игроку.
5. «Переход игроков». Игроки одной команды перемещаются на своей стороне площадки по часовой стрелке после потери противоположной командой права подачи мяча. На начальном этапе обучения игроки передней и задней линий могут меняться самостоятельно или по указанию педагога.
6. «Замена игроков». Замену игроков в командах можно производить неограниченное количество раз.
7. «Партия». Играют 3 партии (исключение, когда счет по партиям 2:0). Игра в каждой партии идет до тех пор, пока одна из команд первой не наберет 15 очков. Смена сторон площадки производится после каждой партии.

Методика обучения игре
Обучение элементам игры начинается в средней группе, входит в основную часть занятий по физической культуре. Но наиболее эффективными считаются специально организованные занятия. Они строятся в соответствии с общими принципами физкультурного занятия, состоят обычно только из упражнений и игр с мячом. Каждое такое занятие проводится с учетом возрастных особенностей, физических возможностей и двигательных навыков детей. Данный вид занятий приближен по форме к спортивным развлечениям.
Прежде всего необходимо научить детей реагировать на свисток и жесты судьи (см. рис. 2).

Подвижные игры с элементами пионербола
Приучать детей к пониманию сигналов следует в игровой форме.
На начальном этапе это различные подвижные игры с мячом, способствующие освоению техники ловли и передачи мяча. Например, «Подбрось и помай» (подбрасывание и ловля мяча с хлопком, с поворотом), «Поймай и передай» (передачи в парах, держа мяч двумя руками снизу, от груди и т. д.), «Мой веселый, звонкий мяч» (отбивание мяча о пол двумя руками и одной, ловля мяча после отскока от пола) и другие.

Прим. ред. Полностью материал опубликован на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_ article/215

​Лариса ТИМОФЕЕВА, инструктор по физической культуре центра развития ребенка - детского сада №156 города Чебоксары Чувашской Республики, победитель XIV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

PDF-версия: