При планировании уроков-дискуссий в первую очередь необходимо определиться с возрастной категорией учащихся. Считаю необходимым систематически и планомерно организовывать дискуссии для учеников 8-11-х классов, так как в подростковом и раннем юношеском возрасте у детей происходит развитие познавательных процессов, они готовы к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека.
Дискуссию можно применять на различных уроках: обобщающем, уроке ознакомления учащихся с новым материалом, уроке закрепления знаний, уроке выработки и закрепления умений и навыков; элементы технологии дискуссии можно применять на всех этапах комбинированного урока.
Для успешного проведения урока-дискуссии требуется предварительная подготовка учителя и учащихся, в ходе которой уже формируются такие составляющие коммуникативной компетентности, как умение определять проблему, готовиться к выступлению и обсуждению, продумывать характер аргументов, и другие.
Подготовка начинается с вычленения проблемы. Выбор темы - довольно сложный процесс даже для старшеклассников, поэтому в 8-9-х классах тему урока и проблему лучше формулировать учителю. Старшеклассникам можно иногда предлагать вычленять проблему и формулировать тему самостоятельно с помощью технологии «Ранжирование»:
- класс делится на группы по 4-7 человек;
- учитель произносит вступительное слово, в котором указывает на ценность совместного обсуждения;
- группы в течение 4-6 минут обсуждают желаемые темы дискуссии. Количество тем от каждой группы определяет педагог, но можно ограничиться и одной темой от каждой группы;
- результаты обсуждения записываются на доске в виде таблицы ранжирования. Сначала определяются первые три места, а из них простым голосованием выбирается одна тема дискуссии.
Учителю и учащимся при определении проблемного вопроса нужно использовать одну из следующих конструкций:
Почему …? (Какова причина …?)
Что изменилось бы, если бы …?
Чем отличается … от …?
Что объединяет … и …?
Чем можно объяснить …?
Какие условия необходимы, чтобы …?
Какой вывод можно сделать?
На каком основании сделан вывод?
В большинстве случаев необходимо, чтобы учащиеся выполнили домашнее задание:
- собрать материал по теме с помощью списка литературы, данного учителем;
- подготовить план выступления;
- сравнить различные источники информации;
- выделить основные тезисы, отражающие суть темы предстоящей дискуссии, и т. д.
Важно, чтобы за один-два дня до урока-дискуссии учитель проверил уровень подготовки учащихся и помог, при необходимости внес коррективы.
Форму дискуссии выбирает учитель, исходя из задач урока. Если предполагается деление учащихся на группы, то целесообразно осуществить его заранее, чтобы на уроке не тратить на это время. Специалисты не рекомендуют делить учащихся на группы по принципу «сильный - слабый», поэтому можно использовать различные приемы, например, предложить ребятам вытянуть билеты, на которых начерчены разные геометрические фигуры: какая фигура попалась - в ту группу и попадает учащийся. В группе должно быть не менее трех, но не более шести человек. Заранее можно распределить и роли-функции:
- ведущий (модератор) организует работу участников групп;
- аналитик задает вопросы участникам обсуждения проблемы, подвергает сомнению высказанные идеи;
- протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы;
- эксперт оценивает участие каждого на основе заданных преподавателем критериев.
Во время подготовки дискуссии педагогу нужно следовать определенным методическим рекомендациям:
1. В отношении проблемы:
- ясно и четко сформулировать проблему;
- разбить решение проблемы на этапы;
- поставить конкретную задачу.
2. В отношении каждого ученика:
- проверить, насколько каждый понимает суть проблемы;
- распределить функции и роли между участниками.
3. В отношении группы:
- сформулировать вопросы;
- продумать регламент;
- выделить, сгруппировать, обобщить основные точки зрения на решение задачи;
- отметить важность группового решения проблемы.
Уроки-дискуссии в 8-9-х классах
Урок-дискуссия в 8-м классе «Александр I – император Европы»
Форма учебной дискуссии – диспут.
Цель: продолжить формирование у учащихся представления о внешней политике России первой половины XIX века.
Задачи
1. Охарактеризовать основные направления внешней политики Александра I, проанализировать итоги.
2. Формировать умение фокусировать внимание на цели дискуссии; развивать навыки обобщения информации и подведения итогов, умение четко формулировать вопросы и ответы на них, слушать и слышать.
3. Воспитывать свободную, самостоятельную, умеющую вести полемику личность учащегося. Культивировать интеллигентность как значимый личностный параметр.

Задания, которые учащиеся должны выполнить заранее
Пятеро учащихся за неделю до урока получают задание подготовить выступления на 4-5 минут каждый по темам:
- причины и итоги Заграничного похода русской армии 1813-1814 гг.;
- итоги Венского конгресса для России и Европы;
- цель создания Священного союза, роль России в этом союзе;
- суть Восточного вопроса; почему Восточный вопрос стал одним из основных во внешней политике России;
- причины ослабления роли России в Северной Америке.
Каждое выступление должно заканчиваться оценкой данного направления внешней политики Александра I.

За день до урока учитель проверяет и корректирует выступления учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент (3 минуты). Учитель сообщает учащимся тему, задачи и форму урока, ставит проблему: «В России Александра I с укоризной прозвали императором Европы. Долгое отсутствие императора в России, участие в многочисленных европейских конгрессах, желание играть на них ведущую роль оправдывали данное ему прозвание. В устах россиян, не видевших особой для себя пользы в долгих вояжах монарха за границу, «император Европы» звучало укоризной. Сегодня мы должны сформировать свое отношение к внешней политике Александра I, определить ее положительные и отрицательные для страны аспекты».
2. Вводные выступления (20-25 минут). Пятеро учеников, выполнявших домашнее задание, выступают перед классом. Остальные в тетрадях заполняют таблицу 1.

3. Дискуссия (10-15 минут). Сначала учащиеся задают выступающим вопросы и выслушивают ответы. Затем с помощью заполненной таблицы по очереди высказывают свое мнение о плюсах и минусах внешней политики Александра I, по мере их высказываний могут возникнуть новые вопросы выступавшим, на которые они должны ответить.
4. Подведение итогов (5-7 минут). Кто-либо из учащихся (по желанию) с помощью учителя подводит итоги дискуссии. Учитель оценивает выступающих, отмечает лучшие вопросы и суждения.
Урок-дискуссия в 9-м классе «Обновление по-столыпински»
Форма учебной дискуссии - дебаты.
Цель: продолжить формирование у учащихся представления об экономическом развитии России начала ХХ века.
Задачи
1. Раскрыть цели аграрной реформы П.А.Столыпина, охарактеризовать основные методы осуществления реформы, проанализировать итоги.
2. Научиться подбирать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения, различать мнения и факты в высказывании человека.
3. Развитие способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности. Формирование взаимного уважения между учащимися.
Задания, которые учащиеся должны выполнить заранее
С помощью списка литературы, данного учителем, учащиеся должны подобрать информацию об аграрной реформе П.А.Столыпина, изучить методы осуществления реформы и определить ее итоги.
За 2-3 дня до урока учитель проверяет готовность учащихся, помогает, при необходимости вносит изменения. Учащиеся делятся на две команды, выбирают по три спикера.
Учитель назначает двух экспертов, которые будут оценивать работу спикеров с помощью листа оценки (таблица 2).
Ход урока
1. Организационный момент
(2 минуты). Учитель сообщает тему, задачи и форму урока.
2. Вводная часть (8 минут). Учитель дает краткую характеристику П.А.Столыпина как политического деятеля и перечисляет законопроекты, о подготовке которых было объявлено; отмечает, что ключевой реформой была аграрная, поэтому она была начата, не дожидаясь созыва II Думы.
Учитель формулирует тезис, который одна команда будет защищать, другая опровергать: «Реформа была «гениальной, смелой и решительной» (А.Гершенкрон)».
3. Дебаты (25 минут). Командам отводится время для обдумывания формулировки тезисов, аргументации собственной позиции (10 минут).
Затем спикеры участвуют в дебатах:
- начинает команда, которая защищает тезис: первый спикер формулирует утверждающий ответ в форме тезиса, второй приводит подтверждающие аргументы;
- первый и второй спикеры команды, опровергающей тезис, формулируют отрицающие аргументы;
- третий спикер команды, защищающей тезис, формулирует окончательный ответ соперникам, опровергая их доказательства;
- третий спикер команды, опровергающей тезис, представляет заключительный ответ соперникам, опровергает их доводы.
В процессе дебатов участникам следует продемонстрировать убедительную, аргументированную речь и с помощью веских доводов опровергнуть своего оппонента, убедить соперников и экспертов в верности своей позиции.
4. Подведение итогов (10 минут). Заключительное слово экспертам, лучшим участникам. Учитель оценивает работу групп, спикеров и экспертов.

Полностью материалы Елены Дитрих читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/212

​Елена ДИТРИХ, учитель истории шайковской средней школы №2 Кировского района Калужской области, победитель XIV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»