Разные задачи
Председатель организации «Учителя Республики  Бурятия», учитель физики улан-удэнской средней школы №13  Геннадий Федик, создавая ее, собирался защищать не только учителей, но и учеников, а также их родителей.  Тем более что в официальном профсоюзе работников образования к тому времени разочаровалось большинство. Да и нет таких прав у профсоюза, как у «Учителей Республики Бурятия». К примеру, профсоюзы не могут вмешиваться в учебный процесс, принимать участие в подборе учебных материалов. А «Учителя Республики Бурятия» - могут. Столь обширных возможностей, которые Геннадий Иванович вложил в устав, нет ни у одной другой общественной организации  республики. Она имеет право не только выступать представителем педагогов в судебных инстанциях, но и проводить экспертизу проектов республиканских законов, касающихся образования, чтобы не допускать бесконечного и необдуманного реформирования.  
Но столько накопилось учительских проблем в Бурятии - как и во всей России, что организация  занимается большей частью финансовыми делами педагогов.  За три года своего существования общественники во главе с Федиком помогли вернуть учителям невыданные доплаты на сумму около 150 миллионов рублей! Если учесть, что педагогов в республике чуть более 10000, то сумма недоплат поражает. Хотя проблемы  вполне типичны для всей России. Нетипично умение их решать.
И хотя Геннадий Федик  не только педагог с 30-летним стажем, но и чиновничий опыт имеет - его имя до сих пор  вписано «золотыми буквами» в Ивановскую районную организацию образования Амурской области,  он наивно полагал, что общественной организации «Учителя Республики Бурятия» удастся избежать  конфликтов  с официальными органами.
-  Ведь у нас общие задачи: все должно быть направлено на улучшение учебно-воспитательного процесса, работы педагогов, - считает Геннадий Федик.
И ошибается, судя по всему, задачи у учителей и чиновников разные: у одних - давить и «не пущать», у других - работать и выживать. Приходится собирать данные по крупицам, обращаясь за помощью к педагогам,  к прокуратуре, милиции. Из школы Геннадия Ивановича выдавили довольно быстро, как только он стал доказывать, что учителя «не твари дрожащие, а право имеют». Всего за полмесяца на него поступило  шесть жалоб - это после десятков лет безупречной работы. Он понял, что пора уходить, иначе такими темпами скоро и до модного нынче обвинения в педофилии дойдет.  Впрочем, по мнению Геннадия Ивановича, все к лучшему - будучи учителем, вряд ли он смог бы столько сделать для своих  коллег. Прогульщик и скандалист, как называли его в местной прессе, недавно получил  юбилейную медаль имени М.В.Ломоносова за заслуги в области образования. А на днях выиграл суд о защите чести и достоинства с «призовым фондом» в 10 тысяч рублей.

Типичные проблемы
Первая серьезная победа «Учителей Республики Бурятия» связана с вознаграждением за классное руководство. Более 800 тысяч российских учителей с  2006 года получают по тысяче рублей за класс,  хотя в постановлении Правительства РФ сказано, что при выплате учитываются установленные трудовым законодательством РФ  гарантии. Геннадий Федик со товарищи сумели через суд доказать, что вознаграждение должно учитывать северный коэффициент: в центральных и южных районах Бурятии - 50 процентов, в северных - 70. Дело было нелегкое, многие педагоги, не выдержав давления,  бросили борьбу за справедливость, да и те, кто дошел до конца, в школах удержаться не смогли. Но, как ни странно, им на смену пришли другие, поняв, что могут реально влиять на свою судьбу. Проанализировав кучу материалов, общественники выяснили, что учителя химии, информатики, а также лаборанты недополучают надбавку за вредность. Во многих районах  ее просто не платили,  в других выдавали мизер - 4 процента. Благодаря общественникам эта сумма сейчас увеличена в  три раза.
Увы, без суда и прокуратуры чиновники ничего отдавать не желают. Впрочем, есть одно дело, которое решилось потому, что руководитель услышал педагогов. Ради этого Федику пришлось пробиться на прием к  Вячеславу Наговицыну,  президенту Республики Бурятия. Дело в том, что во всех учебных учреждениях  существует фонд экономии заработной платы, возникающий из-за  разницы между фондом оплаты и реально выплаченной суммой зарплаты.  Например, только три дня отсутствия учителя по болезни оплачиваются работодателем, остальные -  соцстрахом, сюда же относятся  командировочные, отпуска без содержания, траты на обучение, которые бюджетом школы тоже не оплачиваются. До 1 сентября 2009 года деньги из фонда экономии уходили неизвестно куда. Проблему решил президент -  Федик сумел убедить  его, что фонд экономии нужно не возвращать, а отдавать педагогам, ведь это их  сэкономленная зарплата, из которой  высчитан единый социальный налог. И уже в декабре 2009 года бурятские учителя получили сэкономленное  - от 500 до 5000. Поначалу  были  сигналы от учителей, сообщавших, что некоторые директора распоряжаются деньгами из фонда экономии заработной платы по личному усмотрению. Поэтому общественники предупредили, что будут отслеживать  действия руководителей и представлять данные в Министерство образования. Директоров, желающих поспорить с педагогической общественностью, становится  все меньше. Правда, есть такие, которые пытаются не пустить «Учителей Республики Бурятия» в свои учреждения, хотя приглашают их  коллективы тех же школ. Им  приходится отступать под давлением своих же педагогов. Филиалы общественной организации существуют уже в 15 районах республики из 24!

Испытано практикой
В августе Геннадий Федик публично заявил, что из-за межбюджетной несогласованности за три года НСОТ  бурятские учителя недополучили 416 миллионов рублей. Причем сделал это с цифрами в руках на общественных слушаниях, которые помогло организовать местное отделение КПРФ. Предлагал сотрудничество и «Единой России», и «Справедливой России», но тем оказалось не до учителей. Результатом трехлетней аналитической работы стала «таблица Федика», размещенная в Интернете, где все желающие  могут найти данные по каждой из 70 школ Улан-Удэ за три года после введения НСОТ: сколько они должны были получить и сколько получили на деле.  Для этого Федик сравнил по каждой школе точное количество учеников на начало учебного года и сумму, полученную в виде бюджетной субвенции в месячный фонд заработной платы.  Контрольная цифра подушевого финансирования для всех школ Улан-Удэ известна, утверждена рядом нормативных документов и повышается год от года. На запрос «Учителей Республики Бурятия» Государственная инспекция труда подтвердила, что ассигнования из федерального бюджета тоже регулярно повышались согласно этим документам. Причем все средства в нужном размере были выделены Министерством образования вовремя.
В месяц на одного ученика школы должны были получать более 1400 рублей в фонд заработной платы. Фактически же вышло, что город выделял на одного ученика от 950 до 1159 рублей. По приблизительным подсчетам, каждому учителю Улан-Удэ недоплатили почти годовую заработную плату. Геннадий Иванович не пытался обвинить чиновников в воровстве.  По его мнению, тех средств, которые государство направляет на зарплату учителей, достаточно для того, чтобы люди в школах получали достойно. Но при данной  системе их распределения они до школ не доходят. А те, которые доходят, распределяются нерационально. Чиновники все-таки обиделись. Через полгода, когда забили тревогу СМИ, а до этого  делали вид, что нет никакой «таблицы Федика» с разоблачительными цифрами. Руководителям городского образования пришлось оправдываться. Сделали они это невнятно - тоже с кучей цифр, но в отличие от таблицы логику в них проследить трудно. Возвращать деньги педагогам пока никто не собирается. Но общественность не бездействует.
- Если  прокуратура не вынесет  представление и не будет подвижек, наша организация имеет право подать исковое заявление в суд в защиту прав всех учителей,  - говорит Геннадий Иванович.
Светлана Трифонова, начальник Управления образования Улан-Удэ,  посчитала расчеты Федика неграмотными. Как она обмолвилась в одном из интервью местным СМИ,  «подобные заявления связаны со сложной методикой системы оплаты труда, руководители школ и председатели профсоюзных комитетов до сих пор не понимают ее механизма». В таком случае непонятно главное -  зачем же надо было переходить на систему оплаты труда, которую не понимают даже руководители. И почему не отменить НСОТ, если она не выдержала испытания практикой? Именно этого и добиваются «Учителя Республики Бурятия».
 - Сегодня базовая зарплата директора школы напрямую зависит от средней базовой зарплаты по образовательному учреждению, - объясняет  Геннадий Иванович.- Получается, что директор заинтересован в меньшем количестве учителей в школе при том же объеме фонда заработной платы. Это снижает качество образования, сокращает количество предметов, повышает нагрузку на педагогов, что, конечно, отражается на их  работе.

Вместе - сила
Мало того что введение новой системы оплаты труда повлекло за собой путаницу в расчетах заработной платы и ее снижение, оно  внесло раздор в учительские коллективы, разделив педагогов на «звезд» и «сереньких», ведь объективных критериев для стимулирующих выплат до сих пор нет, да и быть не может. Каждое образовательное учреждение самостоятельно формирует критерии для их начисления,  и многие педагоги до сих пор не понимают, за что «не получают». Из всех бюджетников только учителям приходится ежемесячно доказывать свое право на их же собственную зарплату. Это насколько же власть не уважает работу учителя?! В ближайшее время общественная организация намерена подать иск в Конституционный суд с просьбой признать неконституционным постановление правительства РБ №289 от 18 сентября 2007 года «О поэтапном переходе в 2007-2008 годах на НСОТ работников общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия».
Итогом трехлетней упорной работы «Учителей Республики Бурятия» можно считать создание рабочей группы по вопросам образования комиссий по соцвопросам  Народного хурала РБ, куда вошел Геннадий Федик.  Но главным достижением своей организации он считает то, что педагоги перестали бояться. Недавно Конституционный суд Улан-Удэ признал некоторые положения методики формирования фонда оплаты труда в школах не соответствующими основному закону Бурятии. Иск с помощью «Учителей Республики Бурятия» подал колектив Заиграевской школы - учителям района даже не объяснили, по каким принципам им начисляют зарплату.  Еще одно сражение за свои права выиграла учительница школы №17 Лидия  Иванова, подсчитавшая, что с 2008 года из-за НСОТ она недополучила 350 тысяч рублей. Суд постановил вернуть ей всего 55 тысяч, но признал ошибки в методике расчетов. Геннадию Ивановичу пришлось защищать Иванову от мстительности чиновников.  На днях «Учителя Республики Бурятия» пресекли незаконную практику вынуждения учителей подписывать «допсоглашения», снижающие часовую нагрузку и стоимость ученико-часа. Учителям школы №1 Гусиноозерска, поднявшим шум, пришлось вступить в конфликт с руководством. И все же они не смолчали. Потому что, как говорит Геннадий Федик, произошел перелом  в сознании педагогов, понявших,  что вместе они - сила.
«Учителя Республики Бурятия» готовы помочь педагогам и других регионов.  Телефон общественной организации 8 914-98-45-151. Адрес электронной почты: gfedik@yandex.ru.

Улан-Удэ

N.B.


Дорогие читатели, напоминаем вам, что рубрика «Зарплата» в 2012 году стала еженедельной. Мы внимательно следим за тем, растет ли заработная плата у учителей в регионах. Так, в январе была проанализирована ситуация с зарплатой в Воронежской, Тамбовской, Брянской, Липецкой, а также в Свердловской, Новгородской, Омской областях. В прошлом номере мы подробно описывали конфликтную ситуацию, возникшую в Приморье  в связи с невыплатой денег учителям. Мы ждем от вас откликов и статей, пишите нам, повышается ли зарплата у педагогов вашего региона.