Качество не определишь с помощью ЕГЭ, потому что тест не может определить всю систему знаний как таковых. Поэтому ежедневно, ежечасно должна работать система четкого контроля за учебным процессом: а знает ли ребенок, а правильно ли подготовлен учитель? Не надо каждые пять лет аттестовывать учителя, нужно определять - выполняет он требования программы или нет? Тогда не будет унизительных вещей, с которыми сейчас сталкивается учитель. Имея высокие награды, он все равно через каждые пять лет подвергается испытанию: будет у него высшая категория или не будет? Сегодня важно другое - реализует ли школа требования федерального компонента. А для этого нужны контрольные функции, которых у нас в этой части, к сожалению, или мало, или нет. Давайте зададимся вопросом: кто в школе отвечает за качество? Вроде бы ясно - директор и учитель. Но мы-то знаем, чем сегодня занят руководитель образовательного учреждения: лампочки, СЭС, ремонт и так далее. А когда учитель ведет две, а то и три ставки - о каком качестве можно говорить? Между тем в западных странах система контроля давным-давно развита. А мы пытаемся срисовать у них ЕГЭ, от которого они все уходят, понимая, что это неправильно.

Ирина ДРАКИНА, заместитель министра образования Омской области:

- Преимущества ЕГЭ очевидны. Во-первых, не нужно мучить детей двойными экзаменами в школе и в вузе или ссузе. Эксперимент в области поддержали 16 учреждений высшего профессионального и 34 учреждения среднего профессионального образования, в том числе филиалы и негосударственные учреждения. Во-вторых, со свидетельством ЕГЭ можно идти в любой вуз, участвующий в эксперименте. И не надо далеко ехать, достаточно позвонить и спросить, хватает ли баллов для поступления. Кроме того, не секрет, что в вузах задания на вступительных экзаменах иногда выходят за рамки школьной программы. А ЕГЭ - нет. Омские эксперты, когда проверяли КИМы по химии, подтвердили, что никаких сложных заданий в них не было. В третьих, ЕГЭ может улучшить аттестат. Если медалист один из трех экзаменов сдал на «четыре», в аттестат все равно пойдет пятерка. Такой возможности не было, когда выпускники сдавали традиционные экзамены. В-четвертых, ЕГЭ надежен. Работы выпускников в Омской области проверяли педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию. Когда омские школьники писали ЕГЭ по химии, треть работ просматривали сразу три эксперта, которые прошли специальную подготовку.

С уверенностью можно сказать, что в Омске эксперимент удался. Ни одной апелляции на процедуру проведения экзамена от детей подано не было. Да и явка учеников у нас выше, чем в других регионах.

Галина КАРЕЛИНА, мама выпускника, поселок Исилькуль Омской области:

- Люди у нас талантливые и «начальствобоязненные». Поэтому подделать могут что угодно. После ЕГЭ мне позвонила классная руководительница сына. Говорит: «Руки болят». Выясняется, что от бритвочки - подтирали да подписывали. Результаты ЕГЭ получились неожиданными. Мой оболтус, например, получил четверку по химии. Она ему не нужна - все равно в армию собирается. Натыкал крестиков-палочек наудачу, что-то списал, что-то спросил. И не важно - свои принимают или чужие. Всем учителям нужно отчитаться в ударной работе. Зато некоторые отличники рыдали - трясущимися руками не в те клеточки попадали, а исправлять много нельзя. Они, в отличие от моего, сильно волновались. Если экзамен - это лотерея, то ЕГЭ - лотерея вдвойне. Тут больше от рук зависит, а не от мозгов. «Угадай-ка» очередная. Кстати, помните передачу «Угадай мелодию», в которой Андрей Макаревич собственную песню не определил? Расслабился на минутку. А чего от детей требовать за четыре часа экзамена?