ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
3 февраля 2012 г.   № 8

Кандидату в Президенты Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину


Уважаемый Владимир Владимирович!
Профсоюз работников народного образования и науки РФ, являясь крупнейшим отраслевым профсоюзом России, всегда занимал взвешенную, ответственную и конструктивную позицию по проводимым Правительством РФ системным изменениям в российском образовании, направленным на обеспечение его соответствия как требованиям современной экономики, так и запросам общества.
Инициированный вами новый проект по модернизации региональных систем общего образования, рассчитанный на три года, стал важным и своевременным шагом в повышении статуса учителей, поскольку социальный эффект от мер, направленных на повышение их заработной платы, в том числе в рамках КПМО и введения НСОТ, был уже в 2010 году практически исчерпан во многих регионах страны. Со своей стороны Общероссийский профсоюз образования с самого начала активно включился в работу по реализации нового проекта как на федеральном, так и на региональном уровне.
Вместе с тем мы понимаем, что особенностью предстоящего шестилетнего периода в сфере образования будет необходимость одновременно обеспечить дальнейшее продвижение по пути заявленных целей модернизации системы образования и при этом не только сохранить, но и существенно повысить социальный и профессиональный статус работников образования, которым в конечном счете и предстоит на практике реализовывать предлагаемые масштабные социально-образовательные проекты.
Успешности реализации социальной политики в образовании в дальнейшем во многом будет содействовать, по нашему мнению, обеспечение широкого общественного диалога и укрепление механизмов социального партнерства в образовательной сфере.


Уважаемый Владимир Владимирович!
Общероссийский профсоюз образования, поддерживая вашу кандидатуру на должность Президента Российской Федерации, предлагает принять в сфере образования следующие первоочередные меры.
1. Поэтапно увеличить финансовое обеспечение мер, направленных на модернизацию и развитие образования до уровня не менее семи процентов от валового внутреннего продукта с учетом роли образования в реализации поставленных задач построения инновационной экономики, обеспечения доступности качественного образования для всех граждан, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
2. Правительству Российской Федерации установить размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных учреждений образования, в качестве федеральных государственных гарантий по оплате их труда, в том числе по первой профессиональной квалификационной группе должностей - на уровне не ниже определяемого на федеральном уровне и утверждаемого Правительством РФ размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
3. Обеспечить доведение в течение 2012-2013 годов во всех субъектах РФ средней заработной платы учителей и других педагогических работников учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования детей до уровня не ниже средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта РФ, предусмотреть конкретные меры по поэтапному доведению начиная с 2012 года средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений среднего (включая начальное) профессионального образования - до уровня не ниже 150 процентов средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта РФ, а средней заработной платы работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования - до уровня не ниже 200 процентов средней заработной платы по экономике в Российской Федерации.
4. Внести изменения в Трудовой кодекс РФ в целях определения и конкретизации понятия минимального размера оплаты труда, с тем чтобы минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников учреждений бюджетной сферы устанавливались на уровне не ниже утверждаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда.
5. Определить в законодательном порядке механизм индексации заработной платы в целях безусловного выполнения требований Трудового кодекса РФ по повышению реального содержания заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с ростом потребительских цен и тарифов.
6. Предусмотреть конкретные меры по поэтапному увеличению доли тарифа (постоянной части) в структуре заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в сфере образования.
7. Разработать порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам по обеспечению периодическими изданиями и книгоиздательской продукцией, включающий механизм индексации ее размеров, а также освобождения работников от документального подтверждения расходов.
8. Установить государственный стандарт социальных гарантий обеспечения прав педагогических работников (в форме социального пакета) на безопасные и здоровые условия труда, на медицинское обслуживание, на жилье, на пенсионное обеспечение с сохранением права на досрочное назначение трудовой пенсии, санаторно-курортное лечение.
9. Обеспечить сохранение педагогическим работникам достигнутого объема мер социальной поддержки для компенсации их расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа).
10. Создать системы налоговых льгот и иных преференций организациям, а также физическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие системы образования Российской Федерации.
11. Восстановить обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных, дошкольных образовательных организациях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации общеобразовательных программ дошкольного образования в части финансового обеспечения расходов на оплату труда работников дошкольных образовательных организаций, расходов на учебные и наглядные пособия, средства обучения, игры и игрушки, расходные материалы (за исключением расходов на содержание зданий, хозяйственные нужды и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативными затратами на образовательную деятельность, установленными законами субъекта Российской Федерации.
12. С целью повышения эффективности социального партнерства, придания соглашению статуса основного инструмента реализации конкретных социально-экономических задач внести изменения и дополнения в трудовое законодательство:
- в части уточнения содержания и структуры соглашений и коллективных договоров, заключаемых в бюджетной сфере, а также определения понятий каждого вида соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения в бюджетной сфере;
- в части повышения ответственности сторон социального партнерства и должностных лиц за соблюдение материальных и процедурных норм, определяющих порядок взаимодействия социальных партнеров;
- в части закрепления особого правового статуса и специфики деятельности объединений работодателей в бюджетной сфере, не являющихся государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
13. В целях дальнейшего развития пенсионной системы и улучшения пенсионного обеспечения работников образования разработать дополнительные механизмы:
- стимулирования участия работников в формировании дополнительных пенсионных накоплений в системе негосударственного пенсионного обеспечения, совершенствования налогообложения субъектов отношений негосударственного пенсионного обеспечения;
- обеспечения роста пенсионных накоплений и гарантий их сохранности, включая поддержку и развитие отраслевых негосударственных пенсионных фондов, в том числе в сфере образования.
14. Предусмотреть в новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» разработку и принятие кодекса профессиональной этики педагогических работников как документа, определяющего единые для всех представителей педагогической профессии этические правила профессионального поведения.
15. Предусмотреть в федеральном законодательстве меры, обеспечивающие гарантии безопасности всех участников образовательных отношений, включающие в том числе повышение ответственности родителей за обучение и воспитание детей, создание в образовательных учреждениях постоянно действующих комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Председатель профсоюза Г.И. Меркулова