Размер резерва определен приблизительно потому, что, как считают сотрудники Минфина, возможны изменения в ту или иную сторону в ходе доработки проекта бюджета и тут многое будет зависеть от позиции Министерства здравоохранения и социального развития, а конкретно от господина Зурабова.

Кроме того, в связи с тем, что с 2005 года вступает в силу закон о разграничении полномочий между центром и регионами, в том числе в части принятия решений об увеличении заработной платы бюджетников, повышение коснется только работников учреждений федерального подчинения. Регионы же будут разбираться с бюджетниками, исходя из возможностей своих бюджетов. Вполне вероятно, что часть регионов - скорее всего доноров - подумает о повышении зарплат своим бюджетникам и предпримет какие-то реальные шаги в этом направлении. Но большая часть регионов скорее всего будет сокращать бюджетную сферу, тем более что пресловутые поправки в 154 законодательных акта предполагают переход на платное здравоохранение, образование, избавление от бремени бюджетных расходов путем приватизации и других непопулярных мер.

Некоторые специалисты полагают, что индексация в 20% - большой шаг вперед, но на самом деле это не так. Минимальная зарплата в соответствии с федеральным законом сегодня составляет 600 рублей, с 2005 года она повысится до 720, и это при прожиточном минимуме для трудоспособного населения в 2341 рубль. Вряд ли запланированная индексация позволит хоть как-то компенсировать рост цен. Таким образом, индексация, которой так гордится правительство, на самом деле ничего в положении бюджетников не изменит.

Для того чтобы сделать жизнь работников образования достойной, чтобы удержать ныне работающих и привлечь молодые кадры, чтобы обеспечить высокое качество образования на всех его ступенях, по существующим расчетам увеличение зарплаты должно составлять 150-200 процентов. К этому, судя по всему, правительство сейчас не готово и вряд ли будет готово в дальнейшем, хотя при нынешних высоких ценах на нефть финансовыми ресурсами оно располагает.