Вся школа - театр

Сыграла, говорят, замечательно - даже глазом не моргнула, несмотря на дружный хохот зала. Но, как истинный режиссер, она в своих спектаклях исполняет лишь эпизодические роли. Не хватает на все времени - днем работает, по ночам пишет сценарии. Живет совсем в другом конце Омска. Добираться неудобно, особенно за полночь. По пятому микрорайону, где находится школа, единственная в округе, ходить не страшно - каждая собака знает легкую походку «директорши». Все «опасные элементы» у нее на личном учете. Вот рядом с собственным домом по ночам гулять как-то неприятно. Впрочем, где у нее дом родной, Нина Ивановна и сама уже не знает. Тем более что перетащила в школу половину мебели и одежды. Например, люльку, в которой ее когда-то качала мать, и шикарную розовую пижаму - гототовилась к спектаклю.

Нина Ивановна всегда любила Александра Сергеевича Пушкина. Писала стихи и слыла дамой романтичной. 10 лет назад возглавила коллектив школы №33. Впрочем, никакого коллектива в 1994 году не было. Из школы ушла половина учителей, вслед за ними - 500 ребят, больше трети. Денег не платили, все рушилось, жизнь казалась вечным стрессом. А она задумала сделать школу здоровья - физического, психического и социального. Мечтала, чтобы сюда вернулась романтика, чтобы детям хотелось учиться, а педагогам - работать. Начала с того, что самой было ближе - с искусства. Создала театр взрослых и детей «Завалинка». Сценарии Нина Ивановна пишет «на актеров» с учетом их характеров. Поэтому чужие сочинения здесь не проходят. Старая сказка «Колобок» в пересказе и постановке Рожковой вызвала настоящий фурор. Называлась она «Кельбатык», поскольку была написана своеобразным языком, изобретенным директором - кстати, преподавателем иностранного. И никто Колобка в конце концов не съел, потому что он все время учился. Практиканты с факультета экономики и менеджмента Омского педагогического университета потом вполне серьезно - с точки зрения управленческой науки - разбирали, почему Кельбатык и ушел ото всех, и на принцессе женился, и государем стал. Окрестные жители искренне считают «Завалинку» своей, народной. Пятый микрорайон похож на островок: одной стороной упирается в реку Иртыш, с трех других окружен пустырями. Самое культурное заведение здесь - школа. На спектакли приходят толпы благодарных зрителей. Да и театр любит выходить в народ. Масленица - праздник для всего микрорайона с театрализованным представлением, шуточными состязаниями, обжорными рядами и огромным костром на пустыре, где сжигают Зиму. А заодно и старые елки, с которыми не может справиться ЖЭК. Несколько лет назад еще хватало денег, чтобы воздвигать в школьном дворе новогоднюю красавицу для всей округи, расцвечивая ее электрическими гирляндами и самодельными игрушками. Теперь праздничный марафон стал скромнее, но гостей собирает по-прежнему. Взрослые ненадолго возвращаются в детство - игры, концерты, конкурсы в каждом уголке. И только небольшой ящичек в коридоре с прорезью для пожертвований и надписью «Благотворительный фонд школы №33» не дает забыть о суровых реалиях времени. Увы, праздники длятся не вечно.

Но будни давно не пугают обитателей школы. Особенно с тех пор, как в 1998 году - первыми в Омске и одними из первых в регионе - занялись программой «Полезные привычки», рекомендованной Министерством образования. Впрочем, некоторые неписаные правила существовали и раньше. Выговоры, к примеру, публично делать не полагается - ни ученикам на линейке, ни учителям на педсовете. На всеобщее обсуждение выносятся только добрые дела. Кричать можно только в кабинете психолога - Ларисы Долговой, инициатора претворения программы в жизнь. По ее мнению, дать детям возможность научиться понимать себя и других, уметь анализировать поступки и принимать ответственные решения - гораздо более действенный метод воспитания, чем запреты и угрозы. Страшные фильмы о СПИДе, наркомании, алкоголизме пылятся на полках. Все это дети могут увидеть и вне школьных стен. Сложнее - научить их жить в таком окружении. И хоть «Полезные привычки» - всего лишь факультатив, ребята пишут в анкетах, что он важен не менее, чем история и математика. Они меняются сами и меняют окружающий мир. Родители, посетив уроки для взрослых, уже знают, что курение, например, привычка, вредная не только для них, но и для окружающих. Это, конечно, не мешает им портить легкие, но многие из них, по крайней мере теперь, для этого стали выходить из дому. Да и пиво мамы-папы хоть и не разлюбили, но своим чадам его уже не предлагают.

В последние шесть лет школу не бросают ни ученики, ни учителя. Она стала островом спокойствия. На уроках удивительно тихо, главные дискуссии идут в кабинете психолога. С пищей духовной как-то легче пережить отсутствие пищи телесной. Оборудование столовой безнадежно устарело, кормить детей горячими обедами школа не в состоянии. Увы, пожертвований фонда хватает лишь на покупку новых книг в библиотеку.

Бокс ради мира

Сережа Пушкин был отличником и спортсменом. К тому же - дальним родственником великого поэта по одной из побочных линий. И еще - немножко поэтом, как многие мальчишки в 16 лет. Говорят, он был генетически настроен на добро, своих убийц доверчиво впустил в дом. Не думал, что убить можно всего за несколько «зеленых», которых хватило на одну дозу. Тогда, в 1997-м, ученики 33-й школы еще мало знали, к чему приводит наркомания.

Турнир в память о Сереже Пушкине под девизом «Бокс против наркотиков» предложили провести родители мальчика. Нина Ивановна их поддержала. Не потому, что добро должно быть с кулаками. Просто что мальчишкам полагается быть сильными, смелыми и здоровыми - и телом, и духом. Бокс - не просто накачанные мускулы, это особая философия. Свои навыки ребята не имеют права использовать во зло. Так их учат тренеры - мастера спорта Анатолий Есов и Юрий Григоров. Маленькая секция за 10 лет превратилась в клуб, где занимаются сто пацанов разного возраста. Школьный турнир, ставший традиционным, в этом году получил статус международного. Его девиз сменился - теперь он призывает к здоровому образу жизни. Нынче на соревнования прибыли 200 мальчишек из 43 городов России и ближнего зарубежья. Победители получают не только грамоты и кубки, но и звания кандидатов в мастера спорта. Почетным гостем был Сережа Скляров, закончивший школу в прошлом году. Чемпионом Европы он стал еще в 10-м классе, теперь он - член российской сборной по боксу.

Впрочем, по мнению Анатолия Есова, судьи международной категории, дело не в количестве чемпионов. В клуб принимаются все желающие - независимо от способностей.

- Главное - чтоб здоровье было, остальное приложится, - считает тренер. - А оно будет, если захотеть. Вон у Максима Устинова какой сколиоз был, - и ничего, выправили. Парень в Чечне орден Мужества получил. С Чернышовым сколько работали - все же у мальчишки сердце больное, ему особые занятия нужны. Теперь здоров. Я своих ребят ежегодно вожу на обследование в физкультурный диспансер. Пятерых недавно прооперировали по поводу варикоза. Вряд ли их родители смогли бы сделать это своими силами, без помощи клуба.

Ринг в школе №33 самый настоящий, профессиональный. Спонсоров искали всем миром. А пять спортзалов оборудовали своими, учительскими силами. Благо коллектив на 50 процентов состоит из мужчин - большая редкость по нынешним временам. Тренеры спортивной школы, филиалом которой стала общеобразовательная школа № 33, давно стали «своими». В секции карате занимается маленькая звезда Омска - Тамара Кашкарова. Тоненькая невысокая шестиклассница - обладательница коричневого пояса - однажды притащила директору все свои медали, чтобы похвастать.

- А ну-ка, Тома, примерь! - попросила Нина Ивановна. Спортсменка не сумела - согнулась под тяжестью «серебра» и «золота».

Спорт, конечно, дело добровольное. Для учеников. Учительницы все как одна посещают занятия по ритмике и танцам. А физкультминутки стали частью уроков, во время которых проводятся. Комплекс упражнений - не только для каждого класса, но и для каждого урока, и для каждого вида деятельности - разработала Алла Баратова, учитель физкультуры, она же заместитель директора по воспитательной работе.

А Нина Ивановна переживает - мало времени в расписании. Со следующего года на шестидневку перейдут - тогда можно будет выкроить еще часок физкультуры или ритмики к тем трем, что уже есть. Дети не против шестидневки. Согласно ответам анонимной анкеты, два выходных кажутся им слишком долгим расставанием со школой.

Омск