Открытие талантов
Спорт юным «академикам» тоже не чужд. Особенно в последнее время стал популярен уличный баскетбол, поскольку призы победителям турнира учредил Александр Каун, выпускник Академического лицея, отучившийся в США и вернувшийся в Россию, чтобы играть за сильнейший клуб страны - московский ЦСКА. Правда, в пылу борьбы парни забывают про победные сувениры - ничто мальчишеское им не чуждо. В конце концов, ученики Академического лицея отнюдь не «ботаники», а обычные девочки и мальчики. То, что лицей находится в центре томского Академгородка - микрорайона, в котором расположены научные институты, не означает, что его ученики сплошь дети ученых. Здесь учатся ребята не только со всего города, но и со всей Сибири - из Новосибирска, Омска, Красноярска. Критерий приема один - желание получать знания. Когда-то учебное заведение предполагалось сделать элитным, оно даже долгое время сосуществовало на одной территории вместе с обычной общеобразовательной школой. Впрочем, и тогда критерий приема был тот же. А в 2006 году изменили не только парадигму развития, но и учредительные документы - школа №9 вошла в состав Академлицея, который теперь занимается развитием потенциала человека. И, несмотря на то что принимаются в образовательное учреждение совсем разные дети, в вузы они поступают легко. Причем в полном составе. Правда, 60 процентов выбирают столичные университеты и колледжи, а некоторые - и вовсе западные или американские.
Как ни странно, одно из лучших образовательных учреждений Томска было создано от безысходности. В 1991 году разваливалось все, в том числе и школа. Учителя разбегались - надо было на что-то жить, а зарплату им не платили. Половину из 12 предметов преподавать было некому. Именно в это время Ирина Николаевна Тоболкина начала эксперимент по профильному углубленному обучению на базе девятой школы в Академгородке. Правда, тогда она об эксперименте и не мечтала, просто хотела спасти школу, к тому же сильно волновалась за свой 7-й класс, в котором была классным руководителем. После тяжелых раздумий поступила просто - развесила объявления по всему городу: «Уважаемые учителя, приходите работать с замечательными детьми».
И люди пришли! Сначала откликнулись сотрудники Томского государственного педагогического университета. Это сейчас они титулованные, солидные люди, а тогда были молоды и готовы работать за идею. Лицей начался с одного класса, в котором располагался и «кабинет» директора - на задней парте. К 1992 году Академический лицей стал одним из первых общеобразовательных учреждений России, занимающихся проблемами одаренности детей. Лицеисты начали меняться на глазах, и уже на следующий год стало 6 классов, а потом - 22. Площадь лицея расширялась не столь стремительно - до присоединения к школе 350 детей как-то размещались на 500 метрах. В тесноте, да не в обиде: в лицее главное - не метры. МОУ «Академический лицей» - опытная площадка Института развития образовательных систем Российской академии образования, экспериментальная площадка Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. По квалификационным характеристикам он ничуть не ниже своих «наставников» - на 1032 ребенка приходится 70 педагогов, 9 из которых - кандидаты наук, 5 - аспиранты. Причем это не совместители - это специалисты, которые «выросли» в лицее. И продолжают расти.

Завтра начинается сегодня
Здесь каждый точно знает, что будет делать завтра, через год и через восемь лет. Создана стратегическая программа развития «Менеджмент качества образования до 2020 года», действует Служба обеспечения качества обучения и воспитания.
- Сегодня важно уметь управлять образованием, заниматься педагогическим менеджментом, - говорит Ирина Тоболкина, ныне кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, почетный работник общего образования, заслуженный учитель России. - Каждый педагог приходит к нам, чтобы внести свою лепту в общее дело, он мотивирован на позитивную деятельность, и эту мотивацию нужно использовать как можно более полно. Управленческие ноу-хау - это организация собственного видения системы педагогического труда. У нас это локальная система повышения квалификации педагогов, модельные требования и к обучающемуся на каждой ступени образования, и к педагогу, и к любому другому сотруднику каждого подразделения. Много лет работала уникальная кафедра культурной политики, основной задачей которой было формирование культуры учреждения. Среди особенностей менеджмента в нашем образовательном учреждении и организация уровневого построения содержания образования, и инновационные формы реализации деятельности управляющего, попечительского советов. Наш лицей одним из первых в России ушел от методических объединений, например, педагогов начальных классов: специалисты входят в состав кафедр, что меняет их видение преподаваемых дисциплин, учителя начальных классов также имеют узкую специализацию.
Неудивительно, что 30 процентов коллектива - молодежь, причем в большинстве своем лучшие выпускники лицея. Нынче пришло сразу 11 молодых специалистов! Возможно, в этом «виновата» воспитательная установка: создание условий для развития человечности через формирование нравственности и альтруизма. Выпускники лицея готовы делиться своими знаниями, отдавать все лучшее, что есть у них. Учителя служат достойным примером детям. Сегодня лицей еще и областной научно-практический центр «Дарование», основное назначение которого - демонстрация опыта внедрения образовательных практик, консультирование и сопровождение инновационной деятельности. Нынче вместе с фондом «Династия» Дмитрия Зимина - первого в России предпринимателя, отдавшего все состояние на благотворительность, - организовали в Томске уникальный фестиваль «Дни науки», во время которого лекции, семинары, диспуты для всех желающих ведут лучшие ученые страны. Аудитории томские вузы предоставляли по просьбе Академического лицея бесплатно, понимая, что действует он на общее благо. Хотя фонд поддержки образовательным учреждениям «Дарование» позволяет и финансово поддерживать коллег, лицей давно уже учреждение самодостаточное. Традиционно хорошие отношения сложились с бизнес-структурами: они участвуют в делах, значимых и перспективных для общества. Да и сами с усами - ежегодно реализуется 115 образовательных программ по платным дополнительным образовательным услугам.

Дело в шляпах
Педагоги лицея постоянно развивают концепцию одаренности, не ожидая установок сверху.
- В России уникальный исторический опыт по развитию одаренности, - рассказывает Ирина Николаевна. - Но отечественная наука вновь обратила внимание на этот вопрос только в начале 80-х годов прошлого века, когда зарубежные страны ушли далеко вперед. Мы сегодня активно используем иностранные диагностики, методики, технологии. Изучили и систематизировали опыт междисциплинарного обучения, базирующегося на соединении дисциплин на уровне научного, методологического и философского осмысления целостности мира и процессов в нем. И не просто используем наработанные знания, а применяем их комплексно для развития не только интеллекта, но и накопления витагенного социального опыта личности.
Сейчас лицей переходит к новой концепции - от одаренности к эффективности. Это очень важно - уметь направлять свои таланты и умения в полезное русло. Цель преподавательского состава Академического лицея не просто дать ученикам знания, но и научить пользоваться ими в жизни. «Академики» учатся не просто думать, но жить думая. Английская методика «Шесть шляп мышления» не только позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, но и воспитывает толерантность: споры становятся просто не нужны. Наблюдения показывают, что дети приобретают навыки оформлять свои мысли в письменной и устной формах, овладевают различными методами работы в группах и индивидуально, прислушиваясь к мнению других, работают творчески, с желанием выполняют задания самостоятельно. Используются методы активизации творческого мышления и развития воображения - мозговой штурм, формирующий умение генерировать идеи, метод фокальных объектов, помогающий подбирать нетипичные свойства предмету, объясняя практическое назначение необычных свойств, синектика - умение менять точку зрения с помощью заданных педагогом условий. С использованием пакета прикладных программ MATLAB лицеисты самостоятельно моделируют физические, химические, биологические, экономические и социальные процессы, учатся создавать искусственный интеллект, разрабатывают софт. Из рук матери эстафету внедрения науки в школу перехватил Антон Тоболкин, ставший учителем. И не простым. Выпускник лицея, молодой кандидат физико-математических наук на базе нескольких высокоэффективных языков программирования создал игру «Математическая фондовая биржа», статистические данные, полученные в результате, позволяют вычислять от 20 до 50 характеристик каждой команды - знания по конкретным темам, способности, типы мышления, показатели психологической адекватности. Судейство и анализ в этой командной дистанционной игре осуществляет искусственный интеллект. За год через игру проходит около 2 тысяч детей Томской, Новосибирской, Кемеровской областей. Задача участников не только в решении задач, но и в оценке собственных знаний. В игре идет виртуальная торговля ответами на задачи. Когда команда сдает задачу, она должна сделать ставку, выражающую уверенность в том, что ответ верный. «Автосудья» проверяет решение: если ответ правильный - цена команды увеличивается пропорционально ставке, если неправильный - уменьшается. Поставишь мало - мало заработаешь, даже если решил все правильно. Поставишь много - много получишь, если ответ верный, или все проиграешь, если чересчур уверен в своих силах. «Автоаналитик» по результатам ответов, ставок и структуры задач вычисляет множество различных показателей, например, какими положительными, нулевыми и отрицательными знаниями обладает команда. Педагоги хотят, чтобы их ученики обладали только положительными знаниями - когда ребенок трезво оценивает свои знания, и ни в коей мере отрицательными - когда не знает, но уверен в обратном. Именно отрицательные знания стали проблемой номер один в России - когда людям только кажется, будто они профессионалы, и эта уверенность заставляет их совершать фатальные ошибки.
Технологии Академического лицея в состоянии решать множество проблем современной России. Дети играют, но на самом деле учатся принимать правильные решения, работать в команде, брать на себя ответственность. Именно поэтому «академики», имея все шансы жить и работать за границей, возвращаются домой, как Александр Каун. Они умеют быть в ответе не только за себя, но и за страну.

Томск