Восстановить и хранить традиции нашего народа может сам ребенок. Для этого педагог всячески способствует выращиванию культурно-исторических корней в душе,  сердце, мыслях, чувствах ребенка и одновременно влияет на культурное развитие его родителей, знакомых, всего социума.
Задается образовательная ситуация, когда ребенок включается в реальный культурный процесс или в его игровую имитацию. Например, детей увлекает история про Николая Чудотворца - первого заступника, богатыря. Педагог может организовать игры в былинных богатырей и тем самым обеспечить эмоциональное проживание и осознанное видение происходящего действа.
С помощью рефлексии ребенок понимает и усваивает некие нормы, которые есть в данном культурном явлении.
Прожив культурно-историческое событие через собственную деятельность, ребенок сопоставляет понятные ему нормы с теми, которые были в историческом прошлом. Таким образом, происходит личностное усвоение норм и способов культурно-исторической деятельности.

Виды деятельности, помогающие детям приобщиться к культурным событиям и процессам:
    чтение и инсценирование мифов, былин, сказок;
    обсуждение библейских рассказов;
    воспроизведение древних обрядов, гаданий, детских игр;
    рассматривание предметов труда и быта русского народа;
    рисование орнаментов;
    рассматривание репродукций с изображениями икон и картин художников;
    архитектурные постройки из кубиков;
    лепка из пластилина, рисование сказочных сюжетов;
    обсуждение праздников и исторических дат;
    придумывание своих праздников и традиций.

Структурная основа для планирования данного курса - календарные культурно-исторические ритмы: природные, народные, церковные.
Обращение к праздникам и памятным датам происходит на протяжении всего учебного года.
Организация образовательных ситуаций по проживанию культурно-исторических дат календаря включает в себя:
    выяснение истоков появления праздника или памятной даты;
    рассмотрение природных и культурных явлений, сопровождающих праздник;
    знакомство с предметами, поговорками, суевериями;
    выполнение доступных обрядов, детских и взрослых игр;
    рисование наиболее интересных сюжетов праздника;
    сочинение собственных текстов;
    приобщение родственников и знакомых к изучаемым традициям.
Общая задача образовательных ситуаций - включение детей в естественные ритмы природы и культуры; проживание, а не изучение календарных событий и дат. Постижение различных обрядов и традиций предполагает такую детскую деятельность, которая приводит к личному культурному образовательному результату, приобщает ребят к культурно-историческому потоку жизни.

Планируемые результаты
Дети должны овладеть следующими примерными результатами:
    обогащение своего внутреннего мира и образа жизни основными событиями и явлениями годового культурно-исторического цикла русского народа;
    умение находить истоки народных праздников, выяснять их смысл, определять основные черты, выполнять простейшие обряды;
    умение определять свою жизнь в связи с культурными календарными событиями, влиять в этом отношении на семью, друзей, знакомых;
    знание простейших народных игр и обрядов (хороводы, игры в камушки, в бабки, колядование, постройка и взятие снежного городка, пускание корабликов, катание пасхальных яиц, сбор почек, трав, ягод).

Занятие «Бабье лето» (14-21 сентября)

Цели: приобщать детей к культуре русского народа, ознакомить с народными традициями; дать элементарные представления о том, что такое бабье лето; учить видеть и наблюдать изменения в природе, воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.
Оборудование: корзина с овощами.
Ход занятия
I. Беседа
Воспитатель: Бабушка-загадушка в гости к нам пришла и для вас, ребята, загадку принесла.
Загадка об осени:
Пришла без красок и без кистей
И перекрасила все листья;
Дни стали короче, длиннее стали
ночи.
Кто знает, кто знает, когда это
бывает?
(Осенью.)
По каким приметам вы узнали осень? Сейчас какое время года? Какой месяц осени?
С давних пор на Руси в этот день провожали лето. В народе говорили: «Семен-день лето провожает». Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.
Подскажите мне, ребята, что же они выращивали на полях, на огородах.
Оттого, что все дни они были заняты, людям не хватало времени заниматься домашними делами. И вот наконец вся работа закончена: собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.
Какие вы еще знаете овощи? (Капуста, свекла, редька.)
Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду, штопали ее, чинили.
Как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (Дети.)
А как вы помогаете своим мамам по хозяйству? (Ответы детей.)
На кого возлагалась основная работа по дому? (На женщину.)
Поэтому на Руси эту пору называли бабьим летом, оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, девки (девушки), бабы (женщины), молодцы (парни) - вся деревня - выходили па улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры - веселились от души.
Есть такие народные приметы:
    Бабье лето ненастно - к сухой осени.
    Много паутинок, летающих по ветру, - к ясной осени и холодной зиме.
    Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая.
    Много желудей в сентябре на дубу - к лютой зиме.
Самой природой были подарены теплые дни и вечера, чтобы дать отдохнуть женщинам, догулять после тяжелого лета.
Давайте встанем в хоровод и повеселимся.

II. Итог занятия
Инсценировка русской народной песни «Плетень».



Сценарии других занятий опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/210

​Вероника ДЬЯЧЕНКО, заведующая детским садом №1 Волгограда