Глядя на золотую дорожку, образованную сиянием луны в водах реки, можно неожиданно для себя начать сочинение стихов, а в дедушкином саду, среди серых яблонь и в зарослях малины, часто приходит мысль об осознании простого человеческого счастья. Предположение о непрочности счастья, основанного на материальном богатстве, - это ли не отличительная черта  идентичности человека, проживающего в России?
Боюсь, что любой чиновник от образования начнет говорить о необходимости ответов на современные вызовы, тесты PISA и другие правильные мертворожденные слова. Но нужно  осознать истину: воспитывая роботов, мы рано или поздно подойдем  к утрате гражданского общества, как сейчас мы уже потеряли гражданскую общность.
 Глядя на темы сочинений, предлагаемые гимназистам начала двадцатого века, я не могу понять: кому все это мешало? А что если предложить эти темы сегодня, а потом оценить без всяких шкал и градаций на уровне духовного резонанса?  Судить вам, вот эти темы («Сборник тем и планов для сочинений», выпущенный типографией М.М.Стасюлевича в Петербурге в 1906 г.):
 Для младших классов
    О том, что видела птичка в дальних землях.
    История постройки дома и разведения при нем сада.
    Великаны и пигмеи лесного царства.
Для детей 12-13 лет
    Замирание нашего сада осенью.
    Река в лунную ночь.
    Встреча войска, возвратившегося из похода.
    Дедушкин садик.
Для старших гимназистов
    Слово как источник счастья.
    Родина и чужая сторона.
    О скоротечности жизни.
    Какие предметы составляют богатство России и почему?
    О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
    О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
    О проявлении нравственного начала в истории.
    На чем основывается духовная связь между предками и потомством?

​Дмитрий СКУРИХИН, директор вечерней школы Кирово-Чепецка, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы -2011»