Разговор с директором начался с праздничной темы: весь 2011-2012 учебный год в лицее проходит под эгидой 60-летнего юбилея. По традиции вручаются внутришкольные премии профессионального признания, победители «вычисляются» путем открытого голосования педагогов. Номинации были определены несколько юбилеев назад и не утратили своего значения.
 
Связь времен и народов
- Высшая цель нашего лицея - формирование интеллектуальной элиты общества. Речь идет не о некоей избранности, а о багаже знаний, умений, качеств, которые приобретаются в школе, а затем успешно используются бывшими учениками для продвижения в разных направлениях, на благо себя, своей семьи, своей страны. Наблюдая за выпускниками, мы видим, что многие из них входят в интеллектуальную элиту Уральского региона, и не только его.
В определенный момент я четко поняла, что в наши дни чрезвычайно важно активно интегрироваться в европейское сообщество. Как это возможно? Через глубокое постижение языка, культуры, образа жизни других народов. История международных обменов школы насчитывает уже почти два десятилетия. Посольство Франции официально признало наше образовательное учреждение побратимом лицея Луи Барто и колледжа Маргариты Наваррской в городе По. К французскому языку среди учащихся наблюдается повышенная любовь благодаря профессионализму и увлеченности педагогов кафедры иностранных языков. Не случайно именно они становились обладателями лицейской премии «Связь времен и народов». В последние годы активно используется билингвальное обучение. Действует театр на французском языке.
Недавно завязались у нас и отношения с Израилем, международной школой «Памяти холокоста». Установились контакты с китайским университетом в городе Чан-Чунь. В летопись нашей школы вписан даже трехсторонний обмен: между учебными заведениями России, Франции, Германии.
- Влияет ли интернациональное позиционирование лицея на дальнейшую судьбу его выпускников?
- Конечно, влияет. Еще один важный показатель: ученики сдают экзамены по французскому языку торгово-промышленной палате Парижа - это очень высокий, уже не школьный уровень, такой экзамен сдают те, кто желает работать во Франции. Но поскольку мы учим своих детей гостиничному делу и туризму на билингвальной секции, сдача международных экзаменов не только возможность подтвердить уровень знания языка, получить сертификат, но и эффективная подготовка к ЕГЭ, а в дальнейшем - помощь в жизненном определении. Для учреждения же подобная форма проверки знаний является красноречивой по выводам и объективной внешней экспертизой.

Профессионализм во всем
- Прошедший год стал юбилейным для прообраза всех лицеев современной России - Царскосельского. Наверняка и для вашего учебного заведения это была особая дата...
- Царскосельский лицей был уникальным, единственным в своем роде образовательным учреждением. В августе прошлого года большая группа наших учителей посетила пушкинский лицей. Мы загорелись желанием у себя дома создать нечто подобное, даже внешне. Подготовили проект. Администрация Октябрьского района Екатеринбурга выделила средства на ремонт, подключились и родители. В результате нынешним летом была проведена реконструкция второго этажа в стиле Царскосельского лицея. В коридорах появились шкафы со старинными книгами, пушкинские автографы на стенах. Наверное, к традициям пушкинского лицея следует отнести и наши ежегодные балы.
- Собственные традиции для вас, конечно, не менее значимы?
- Главная традиция - сохранение информации абсолютно о каждом лицеисте, о его судьбе. В каждый юбилейный год задается некий вектор работы с материалами. Десять лет назад просто собирали фотографии. На третьем этаже здания можно увидеть своеобразный школьный «иконостас», обширную фотогалерею: в ней фотографии практически всех классов и выпускников начиная с 1954 года. У наших выпускников, совершенно точно, есть памятник на земле. Есть место, где они запечатлены семнадцатилетними.
К нынешнему юбилею собираем авторефераты докторских и кандидатских диссертаций, написанных нашими выпускниками. За все 60 лет! Хотим увидеть круг их научных интересов после школы.
- Лицей носит имя Лидии Гришиной. Как сохраняется память бывшего директора в сегодняшней жизни?
- Лидия Константиновна Гришина - замечательный педагог, при ней учебное заведение приобрело свою яркую индивидуальность. Она стала учителем с большой буквы для многих педагогов, в том числе для меня. Именно при ней были заложены лицейские традиции.
Один из основных принципов, которые исповедовала Гришина, это профессионализм во всем. Сегодня большинство наших сотрудников не просто профессионалы, а профессионалы высокого уровня.

Сохранение традиций математического образования
- Необычная номинация: почему математика выделена особо?
- Исторически так сложилось, что наша школа с 1961 года имеет математическое направление, уклон, как раньше говорили. Заслуженный учитель России Александр Николаевич Волков, преподававший у нас, через Министерство просвещения СССР официально добился права ведения математики по углубленной программе. Чтобы увековечить его память, а человек того заслуживает, учреждена денежная премия его имени: за особые успехи в изучении математических наук. Ее получили уже около ста человек.
Наталья Васильевна Токмакова, заслуженный учитель России, обладатель внутрилицейской математической премии, заложенные Волковым традиции реализует на современном уровне. На базе лицея ею создан Математический клуб. Самая громкая победа его участников принадлежит Илье Полоцкому, который получил звание «Первый в мире по математике» на состязаниях в Тайване, причем он защитил свою работу на английском языке.

Лицей - жизнь моя
- Вы являетесь обладателем лицейской премии в данной номинации. Какую часть вашей жизни занимает лицей?
- Никакой другой уже не осталось, один лицей (улыбается). Это действительно так. Вроде бы и в педагогику пришла по воле случая. Не поступила в вуз сразу после школы, директор моей школы предложила поработать пионервожатой, после отправилась учиться уже в педагогический. Сначала в Челябинске работала, потом перебралась в Свердловск. В лицей пришла, что называется, с улицы: меня приняли на время декретного отпуска учителя биологии. Была завучем по воспитательной работе, потом по науке, теперь директор.
- Школьная жизнь достаточно регламентирована, движется по кругу. Не бывает скучно?
- Когда скучать-то? Вот сейчас надо отправить десять человек по программе «Шаг в будущее», лицей - ассоциированный член этой программы. Появились надежды, что мы возобновим «исторические контакты» с НИИ автоматики, запланирован ряд встреч и бесед. Социальные партнеры для учебных заведений сегодня очень важны. Меня уже сейчас заботит, как будем вести запись в первый класс, ведь скандалы прошлого года, когда родители ночами дежурили, чтобы записать детей, касались и нашего учебного заведения: желающих оказалось куда больше, чем количество мест в первом классе.

Екатеринбург