О школе рассказывает всегда охотно и радостно. Знаю, что сейчас в школе детей готовят к ЕГЭ. Но я всегда думала, подготовка эта начинается со среднего звена. Вот что мне рассказала племянница:
- Самое сложное для меня - это тесты. Выполнять их страшно. Я помню, как мы с классом писали тест в первый раз об окружающем мире. Нас учительница не предупредила, что будет что-то такое. И вообще это был первый урок после летних каникул. Весь класс с тестом не справился. Двоек нам не поставили, но было очень грустно. Сейчас мы уже привыкли. Тесты пишем постоянно. Для меня сложно выбрать ответ, сложно за короткое время справиться с заданием...
К разговору подключается мама Кати:
- Нам постоянно твердят на собраниях, что дети плохо говорят, мало рассуждают, неграмотно пишут. Вот объясни мне, с чего они будут говорить, если на всех предметах у них тесты?
Я всегда обращаю внимание на речь детей. Катя говорит хорошо. У нее достаточно большой запас слов, но объясняет она иной раз путано... С виду же это обычная школьница, с хорошим настроением.
- Катя, а учителя у вас хорошие?
- Наша учительница хорошая. Строгая, но хорошая.
- А есть нелюбимые уроки у тебя?
- Физкультура. У нас с этого года в школе три урока физкультуры в неделю.
Мама:
- Лучше бы они английским больше занимались... С физкультурой этой одни проблемы.
На наше счастье, Катюша опять убегает. А я вновь слушаю рассказ мамы:
- Ты же знаешь нашу Катю - худенькая, бледненькая. Ей врачи и танцами запретили заниматься. Потому как от шума и движения у нее голова болит. (Я эту особенность ребенка знаю, потому как девочка вдруг, после особенно активной игры или беготни, слабеет. Ей надо прилечь, попить воды, а лучше теплого сладкого чая, чуть отдохнуть...) А тут с первого класса они играют в перестрелку, отжимаются по каким-то заоблачным нормативам. В этом году от кроссов и отжиманий Катю освободили. Я и рада, потому что очень часто по телевизору или в газете читаю, как ребенку стало плохо на уроке физкультуры или ученика не спасли. Ведь до недавнего времени мы не знали, что у Кати есть проблемы с сердцем. Представляешь, два года она бегала эти самые кроссы как вполне здоровый ребенок...
На кухню вновь возвращается Катя.
- Детка, а отжиматься трудно?
- Да, трудно. Да и там такой запах на занятиях - все потеют, пол вечно грязный. Кто-то из девочек может выполнить задание на пятерку, но одна девочка полная - ей тяжело, все смеются. А недавно мальчика заставили полы мыть. Сказали, что мы теперь их будем по очереди мыть...
- Как по очереди? - изумляется Катина мама.
- Учительница сказала, что теперь все будут мыть полы в спортзале.
Повисает пауза. Мы отправляем Катю к игрушкам. Моя сестра просто трясется от негодования:
- Она мне ничего об этом не говорила! Почему дети на уроке должны мыть полы? А недавно Катя принесла двойку по физкультуре. Случилось это так. Учительница задержала нескольких девочек на уроке труда. И на урок они опоздали. Педагог не позволила тем, кто задержался, переодеться, потом не пустила в туалет. У одной из Катиных одноклассниц пиелонефрит, ей терпеть совершенно нельзя. Представь, если бы девочка описалась на глазах у всего класса. Обошлось, правда. Но вот Кате она поставила двойку в журнал за то, что ее во время игры в вышибалы выбили мячом...
Я, честно говоря, едва сдержалась от замечания о профпригодности учителя, но рассказ продолжился.
- А по мне, так пусть ей хоть двойку в четверти ставят. Мне, честное слово, все равно, потому как это не физкультура, а одно сплошное унижение ребенка. Катя, несмотря на то что худенькая, очень быстро взрослеет. Заметила, что и молочные железы стали нагрубать у нее и у многих ее одноклассниц. Представь, если девочка травмируется мячом. Ведь и последствия могут быть непредсказуемыми. Разве нельзя какую-нибудь другую игру придумать?
В общем, долго мы еще с сестрой сидели на кухне. Решили, что необходимо переговорить и с учительницей Кати в начальной школе, и с учителем физкультуры, и с директором. А напоследок моя сестра рассказала еще одну историю:
- У моей знакомой дочку от уроков физвоспитания освободили. Учительница задала ей готовить реферат, потом еще один, затем и презентацию велела сделать на оценку... В один прекрасный день девочке пришлось рассказывать перед всем классом на улице свой реферат. В лицо ребенку неслось от одноклассников: «Замолчи, мы не обязаны тебя слушать!»
В итоге ребенок не вынес этого унижения. Мама перевела девочку в другую школу. Пока проблем там нет.
Моя же сестра хочет решить все недоразумения сама, школу менять не намерена. Лишь только поэтому я изменила имя девочки и не пишу, в каком из маленьких городов Карелии бушуют страсти по физкультуре.

Петрозаводск