Междисциплинарные связи: строительные дисциплины, инженерная графика, охрана труда.
Оборудование: мультимедийная установка, строительные инструменты, перчатки, образцы для распиловки.
Участники конкурса: две команды из числа студентов группы.
Жюри конкурса: преподаватели строительных дисциплин.
Ход конкурса
1. Организационный момент
Вступительное слово преподавателя (приветствие, цели и задачи конкурса).
Знакомство с правилами и условиями конкурса.
2. Предварительный этап
Принимает участие вся группа
2-СЭЗ-07. Проводится тестирование по специальным дисциплинам. Продолжительность тестирования 1 час 20 минут. Студентам необходимо ответить на 60 вопросов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, - 60.
Участникам конкурса баллы, полученные при тестировании, прибавляются к итоговому результату конкурса.
Содержание теста - см. Приложение 1 (здесь дан фрагмент приложения, полностью данное приложение, а также остальные приложения, презентации и видеофрагменты опубликованы на сайте www.ug.ru в разделе «Методика для каждого предметника», в рубрике «Профессиональное образование»).
3. Первый этап: «Знакомьтесь - это мы!»
Участники конкурса представляют свои команды. Домашним заданием была подготовка визиток. Должны прозвучать приветствия соперникам, жюри и девиз команды или слоган. Каждый прозвучавший элемент оценивается в 1 балл. За особые творческие номера добавляется от 1 до 3 баллов.
Второй этап: «Строитель - это звучит гордо!»
Участники представляют домашнее задание - презентацию строительной профессии с использованием мультимедийной установки. Максимальная оценка за задание - 5 баллов.
Третий этап: «Самый умный строитель»
Каждый участник должен ответить на вопросы из области различных строительных дисциплин. Необходимо выбрать дисциплину и сложность вопросов. За каждый правильный ответ отвечающий получает соответствующее вопросу число баллов.
По результатам этого этапа из каждой команды выбывает участник, набравший меньшее количество баллов. Перечень вопросов - Приложение 2 (плюс презентация «Самый умный строитель»).
Четвертый этап: «Операция Ы и приключения строителей…»
Участникам конкурса даются для просмотра кадры из известной кинокомедии. Их задача - назвать все имеющиеся в фильме нарушения безопасности работ. За каждое замеченное и названное нарушение - 1 балл.
По результатам этапа участник, набравший меньшее количество баллов, покидает команду.
Карточка-задание - Приложение 3 (плюс видеофрагмент «Техника безопасности»).
Пятый этап: фотоконкурс «Что я вижу?»
Участников конкурса после пятого этапа осталось по двое в каждой команде. Им необходимо по представленным на фотоснимках фрагментам здания определить, что это за здание и где оно расположено. Каждому конкурсанту предлагается один фрагмент. За правильный ответ - 1 балл. (Презентация «Фотоконкурс «Что я вижу?».)
После этого этапа из каждой команды выбывает один участник. Для проведения практического этапа в командах остается по одному участнику.
Шестой этап: «Рыба-пила»
Этот конкурс демонстрирует практические навыки участников. Им необходимо как можно точнее по приведенным контурам выпилить фигуру. Оцениваются точность соблюдения контуров, аккуратность, соблюдение правил безопасности и скорость выполнения операции. Максимальный балл - 5. Дополнительные баллы можно получить, ответив на вопросы по теме «Плотничные и столярные работы». За каждый правильный ответ - 1 балл. Приложение 4.

Конкурс болельщиков
Задания для болельщиков - Приложение 5, видеофрагмент «Для болельщиков».
4. Подведение итогов конкурса
По результатам тестирования студенту, набравшему большее количество баллов, вручается приз. По результатам конкурса вручаются грамоты и подарки студенту, занявшему 2-е место, и студенту, получившему звание «Строитель года».
5. Заключительное слово преподавателей

Приложение 1


Тест к конкурсу «Строитель года»

 Строительные конструкции

1. В каком месте начинает разрушаться балка при изгибе?
а) на опоре;
б) в середине нижней грани;
в) в середине верхней грани.
2. Для чего в каркасе колонны поперечная арматура?
а) для увеличения несущей способности;
б) для предотвращения выпучивания рабочих стержней;
в) для передачи сжимающих усилий на рабочие стержни.
3. Как назначается шаг арматурных стержней?
а) кратно 50 мм;
б) кратно 60 мм;
 в) кратно 70 мм.
4. Защитный слой бетона должен быть не менее:
а) 1/10 высоты сечения;
б) диаметра стержня арматуры;
в) диаметра пустоты в плите.
5. На какой вид воздействия работает кирпичный столб?
а) на сжатие; 
б) на изгиб;
 в) на срез.
6. Для чего служат вертикальные швы в каменной кладке?
а) для связывания камней между собой;
б) для распределения напряжений в кладке;
 в) для защиты стены от продувания.
7. С бетоном какого класса лучше использовать арматуру класса AVI?
а) В15; 
б) В25;
в) В50.
8. Сталь какого профиля лучше использовать для изготовления колонн?
а) уголок; 
б) швеллер; 
в) труба.
9.  Древесина какого дерева используется для изготовления нагелей?
а) дуб; 
б) осина; 
в) сосна.
10. На работу каких грунтов влияет глубина промерзания?
а) вечномерзлых; 
б) пучинистых; 
в) просадочных.

Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок

1. Основная задача, которую решает вертикальная планировка:
а) отвод поверхностных вод с территории;
б) придание территории абсолютно горизонтальной поверхности;
в) удаление гор с рельефа.
2. Какова ширина одной полосы проезжей части улицы?
а) 3,5 м; 
б) 2,5 м; 
в) 1,5 м.
3. Каков минимальный продольный уклон проезжей части улицы?
а) 0,001; 
б) 0,002; 
 в) 0,005.
4. Какая часть внутренней водопроводной сети называется «магистраль»?
а) вертикальная труба между этажами;
б) горизонтальная труба, соединяющая вертикальные;
 в) труба, соединяющая вертикальную с прибором.
5. Какая арматура устанавливается на вводе водопровода?
а) вентиль; 
б) задвижка; 
в) обратный клапан.
6. Куда сбрасываются сточные воды ливневой канализации?
а) в водоем; 
б) в хоз. бытовую канализацию; 
 в) на очистные сооружения.
7. Какой принимается минимальный диаметр выпуска канализации?
а) не менее диаметра трубы дворовой канализации;
б) не менее диаметра отводки;
в) не менее диаметра стояка.
8. Какая вентиляция устраивается в производственных помещениях?
а) приточная; 
б) естественная; 
в) приточно-вытяжная.
9. Какая система отопления наиболее экономичная?
а) двухтрубная;
б) однотрубная с верхней разводкой;
в) однотрубная с нижней разводкой.
10. Какое топливо при сгорании выделяет наибольшее количество тепла?
а) газ; 
б) уголь; 
 в) дрова.

Строительные машины и средства малой механизации

1. Какая передача наиболее надежная?
а) фрикционная; 
б) зубчатая;  
в) ременная.
2. Какая из трансмиссий имеет два колеса?
а) гидромуфта; 
б) гидротрансформатор; 
в) гидронасос.
3. Какое ходовое оборудование имеет наименьшее давление на грунт?
а) пневмоколесное; 
б) рельсоколесное; 
в) гусеничное.
4. Какой домкрат имеет наименьшую грузоподъемность?
а) гидравлический; 
б) винтовой; 
в) реечный.
5. Каким экскаватором нельзя копать ниже уровня его стоянки?
а) обратная лопата; 
б) прямая лопата; 
в) драглайн.
6. Какую землеройно-транспортную машину лучше использовать для планировки проезжей части?
а) грейдер; 
б) скрепер;  
в) бульдозер.
7. Какая фракция щебня остается в верхнем сите грохота?
а) крупная; 
б) средняя; 
в) мелкая.
8. Для чего служит электроперфоратор?
а) для разрушения бетонных конструкций;
 б) для сверления отверстий;
 в) для крепления металлических конструкций.
9. Для чего служит краскопульт?
а) для окрашивания водными составами;
б) для окрашивания масляными составами;
 в) для окрашивания нитроэмалями.
10. Для выполнения какой штукатурки используется торкрет-пушка?
 а) декоративной;
 б) водонепроницаемой;
 в) сухой.

​Елена НИКИТИНА, Галина СЕРЕДОВА, преподаватели строительных дисциплин Черногорского горного техникума Республики Хакасия, победители XIV конкурса «Сто друзей»