- Главные цели и ориентиры для нас задаются общим ракурсом социального заказа на образование, - считает Виталий Владимирович. - Суть же этого заказа, если сформулировать кратко - новой школе нужен новый учитель. А дальше уже можно ставить вопрос, в какой степени современное педагогическое образование отвечает этой цели - подготовке нового учителя.
Основополагающим документом для нас в этом вопросе является национальная инициатива «Наша новая школа». Там четко сформулирован запрос на педагога, учитывающего возможности и способности детей. То есть одна из важнейших позиций современного педобразования - это ориентация на детство и детей в целом. Государственный заказ сегодня - готовить учителя, который будет учитывать способности и склонности детей, ведь в каждом школьном возрасте свои особенности развития и свои ведущие типы деятельности.
Нельзя одинаково учить младшего школьника и подростка, а учитель, к сожалению, все еще работает одинаково, что в первом, что в шестом, что в одиннадцатом классах. И трудно сказать, чем педагог в начальной школе по формам и методам работы отличается от учителя основной и старшей школы. При этом было бы абсолютно неверным отодвигать на второй план предметный уровень подготовки учителя. Владение своим предметом в совершенстве - одно из принципиальных требований к новому учителю.
Второй важный момент - современное образование и новая школа должны ориентироваться на новый стандарт. Замечу, что новые стандарты учитывают возрастные особенности детей, главной становится сообразная возрасту учебная деятельность. Так, в начальной школе дети должны научиться учиться. Педагог обязан владеть компетенциями, которые позволяют ему учить детей, учитывая их возрастные особенности.
- А готовы ли к этому педагогические вузы?
- Педагогическое сообщество уже осознало, что необходимо работать в русле деятельностной педагогики. Кстати, все ведущие педагогические системы, так или иначе, строились на ее принципах. Учителя-новаторы - к примеру, Эльконин, Давыдов, Занков - ставили ребенка в такую ситуацию, когда он должен самостоятельно решать некую задачу. Учителю необходимо от рассказов и объяснений перейти в ситуацию деятельности с детьми и постановки конкретных проблем. Поэтому важно подготовить такого учителя, который умеет работать в режиме деятельностной педагогики.
- А соотносятся ли вообще стандарты общего образования и высшего профессионального?
- Основой их сопряжения должна быть общая методологическая, в данном случае деятельностная, платформа. Сегодня у нас есть два стандарта высшего педагогического образования. Один из них подготовлен РГГУ имени Герцена, в его основе культурная социально ориентированная парадигма. Второй - стандарт по направлению «Психолого-педагогическое образование» - разработан нашим университетом на принципах деятельностного подхода. Мы считаем, что социализация происходит через деятельность. При таком подходе должна быть в корне изменена сама система подготовки учителя.
- Что в первую очередь необходимо менять?
- Освоить деятельностные компетенции учитель может только через деятельность же. Поэтому мы особую роль придаем системе практик. Причем для нас практика - это не просто отправить будущего учителя в школу, погрузить его в образовательную среду, но и помочь ему участвовать в различных деятельностных ситуациях под руководством опытных учителей-методистов. Это то, что Давыдов называл педагогическими мастерскими. Фактически база практик - это такие школа, детсад или коррекционное заведение, где работа будущего учителя строится в режиме деятельностного подхода, где он сам ставит и решает педагогические задачи. Потому что если учитель не владеет деятельностными компетенциями, он соответственно и не может научить этому своих учеников.
Мы учим педагога владеть этими компетенциями через педагогические мастерские. В соответствии с разработанным нашим университетом стандартом значительная часть работы по подготовке учителя проходит на специально обустроенных стажировочных площадках. Ребята участвуют в работе таких мастерских уже со второго курса.
Поэтому сегодня хороший педвуз - это сетевое объединение, куда помимо самого университета включены базовые учебные заведения: школы, детсады, коррекционные образовательные учреждения. Чтобы готовить учителей для новой школы, педагогические вузы должны стать современными центрами педагогического образования, дающими наряду с фундаментальной подготовкой возможность пройти практику в современных условиях.
Так обучают будущих педагогов в Европе, так работают, в частности, в Финляндии, где по результатам международных исследований один из самых высоких уровней качества образования. Помимо того что наши студенты проходят практику на стажировочных площадках, мы еще в течение трех лет сопровождаем их. Это так называемое супервизорское сопровождение, и оно является одним из важнейших принципов нашей работы.
- Сегодня очень много говорят о необходимости слияния педвуза с классическим университетом. Как вы относитесь к этой идее?
- Дело не в том, сливать или нет одно с другим. Важно понимать, зачем мы это делаем и чего хотим добиться. Кроме того, необходимо подумать, где и при каких условиях в классическом университете будущие учителя смогут получить реальную психолого-педагогическую подготовку. Не надо забывать о том, что педвузы за многие годы своего существования включали преподавание психологических дисциплин, но солидную психолого-педагогическую базу так и не создали. И дело не в том, что эта база слабая - время потребовало ее поменять. Педагогическое образование должно измениться и решать запросы современной школы, но для этого не обязательно закрывать педвузы. Самое главное - педагогов должны готовить в хороших вузах.
- Считаете ли вы, что бакалавр готов к работе в школе?
- Ни в коей мере, это просто ступень образования. Бакалавры быть учителями еще не готовы, я убежден, что за 3-4 года научить человека деятельностной практике невозможно. Например, нормальная подготовка психолога за рубежом - это четыре года бакалавриата, два года магистратуры и еще год практики. Я уже не говорю о подготовке реабилитологов, они учатся 9 лет, на базе медицинского образования получают психологическое, чтобы потом работать по типу мультидисплинарных команд.
- Давайте представим типичный педагогический вуз где-нибудь в глубинке. Есть ли у него все возможности и в кадровом, и в научном плане готовить высококвалифицированных педагогов?
- На базе нашего вуза создано учебно-методическое объединение, в которое входят 57 российских вузов.
УМО, как правило, - это общественная организация, создающаяся на базе вузов разработчиков нового стандарта и экспертирующая программы вузов. Мы пошли по другому пути: начинаем проводить сертификацию стажировочных площадок, которые должны быть при вузах, то есть целенаправленно меняем систему практик.
- Виталий Владимирович, если подытожить: как необходимо готовить современного учителя?
- Так как сегодня невозможно строить обучение лишь по лекционно-вербальному способу, а существующие базы практик не в состоянии обеспечить возможность решения студентами педагогических задач, вместо них необходимы стажировочные площадки - педагогические мастерские. Они должны стать деятельностной средой для правильной подготовки современного учителя.
- Так что же отличает профессию учителя от всех других? Что лежит в ее основе?
- Прежде всего высокий уровень психологической подготовки, в основе которой знание деятельностной психодидактики. Современный учитель знает психологию детей, особенности детского развития, умеет строить работу с детьми сообразно возрасту учащихся, строить общение и совместную учебную деятельность.