Вводная часть
Сегодня на уроке мы с вами прикоснемся к истории создания одежды, ознакомимся с юбкой наших прабабушек. А затем нам предстоит выступить в роли модельеров и создать свой авторский эскиз модели костюма с юбкой в русском народном стиле.

Сообщение нового материала в сопровождении презентации
Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа.
Веками копилось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и душу, мысли, мечты, надежды, радости и горести. Уходило и менялось многое - время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый, дивный облик народа-творца.
Поговорка «По одежке встречают, а по уму провожают» пришла к нам из глубины столетий. Действительно, по цвету одежды, ее декоративной отделке можно было узнать, из каких человек мест, к какому сословию принадлежит, имеет женщина детей или нет.
У русской национальной одежды многовековая история.
Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Это особенно проявилось в женском костюме: в северных районах России был широко распространен сарафан, а в южном - понева.
Понева - древняя одежда, упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода. Термин «понява» («понева», «понька») - общеславянский, поначалу обозначал кусок ткани, пелену, покрывало. Понева - это прабабушка современной юбки.
Понева - это юбка, не сшитая, а запахнутая вокруг фигуры и закрепленная вокруг талии плетеным узким пояском - гашником.
Поневу часто шили из пестрых тканей, украшали вышивкой или тесьмой. Ткани для понев брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна - конопли. Техника изготовления ткани была простейшая - полотняное переплетение. Чередование шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток.
Поневы делились на праздничные, расхожие и будничные, при этом менялись не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).
Будничные отделывались понизу узкой полоской домотканой тесьмы. В праздничных же поневах большое внимание уделялось клаже - это нашивки по подолу, в которых максимально использовалось все богатство отделки.
По конструкции понева представляет собой три - пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздёржки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Последнюю иногда носили «с подтыком подола». В этом случае ее орнаментировали с изнанки.
Поневу носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала».
Понева непременно надевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем навершник. И завершал костюм головной убор.
В глазах наших предков женщина была существом, в тело которого священный дух предков входит, чтобы вновь воплотиться через ребенка. Поэтому женщину сознательно стремились сохранить, сберечь от всякого посягательства на ее духовную и физическую красоту. Также с древних времен человек стремился защитить ранимые части тела. Поэтому люди придумали обереги. У женщин оберегами были бусы, серьги, кольца, браслеты. Один из видов оберегов - украшение одежды по вырезу, рукавам, низу одежды.
Низ поневы украшали полосками цветной ткани, вышивкой, тесьмой, плетенной ручным способом или на станке. Самые нарядные, украшенные богато и обильно, поневы носили девушки. Иногда к трем традиционным полотнам поневы добавляли четвертое полотно - прошву. Прошву вырезали из другой ткани и делали чуть короче, чтобы снизу надставить подпольником из основной ткани поневы. Внешне получалось что-то вроде передника.
Будничные поневы отделывались по низу узкой домотканой полоской кумача или тесьмы. А в праздничных поневах большое внимание уделялось клапсе - так называли отделки по подолу понев; использовалось все богатство отделки: многоцветные вышивки, позумент, мишурные кружева из золоченых и посеребренных нитей, травчатые ленты, вьюнки, блестки, стеклярус.
В юбках, которые мы носим сейчас, можно встретить и отголоски тех давних времен. Они разнообразны по длине, ширине и покрою.
Мы ознакомились с историей русской народной юбки, сейчас мы с вами выступим в роли модельеров и попробуем создать эскизы своих моделей костюмов с юбкой в русском народном стиле. Для этого разобьемся на две бригады модельеров. Каждая бригада получает свой заказ-задание.

Практическая работа
Заказ-задание для бригады модельеров №1:
- при помощи шаблона женской фигуры создать эскиз модели русского народного костюма (поневный комплекс);
- эскиз оформить на альбомном листе формата А4;
- к эскизу дать подробное описание (домашняя работа).
Заказ-задание для бригады модельеров №2:
- при помощи шаблона женской фигуры создать эскиз модели современного женского костюма в русском народном стиле;
- эскиз оформить на альбомном листе формата А4;
- к эскизу дать подробное описание (домашняя работа).

​Ольга СТАЗАЕВА, учитель технологии средней школы №136 Екатеринбурга