Цели:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
- передача знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях декоративно-прикладного искусства; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
Лирическое вступление.
Учитель краеведения: Волга дает приют многим миллионам людей, на ней живет чуть ли не половина России, она для нас синоним Родины. Мы родились и живем на берегу этой прекрасной реки, а много ли мы знаем о тех, кто живет вместе с нами? Сегодня мы поговорим о наших ближайших соседях, об их культуре и традициях.

Сообщение нового материала - актуализация познавательной деятельности.
В какой области мы живем? Какие национальности живут рядом с нами? Почему эти народности живут рядом с нами?

Историческая справка
Как вы думаете, почему именно эти народы населяли Поволжье?
Сейчас Поволжье - один из наиболее заселенных и освоенных районов России. В нем живет около 17 млн чел. Поволжское население растет довольно быстро. Но в основном не за счет высокого естественного прироста, а вследствие миграции населения.
Какие народы составляют большую часть Саратовской области? Поговорим подробнее об этих национальностях.

Русские традиции и обряды
Учитель технологии: В русской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье. Вышивать узорочье начинали, когда позади были прядение и ткачество и наступала пора долгих светлых дней. Это время нетерпеливого ожидания прилета птиц, которые, как верили, приносили «тепло летушко», а с ним и новый урожай, бывший основой благополучия крестьянской семьи. Но сколько бы мы ни пересмотрели старинных узорных рубах и полотенец, натуралистически верных картин природы на них не увидим.
Учитель изо: Какие орнаменты вышивались?
Древо жизни, образ великой богини, солнце, птицы, животные.

Казахские орнаменты и узоры
Учитель технологии: Еще в древности тюрков называли самым искусным народом в изготовлении войлока. Казахи применяют его для покрытия и внутреннего убранства юрты, а также для изготовления ковров, одежды, обуви.
Текемет отличается от обыкновенного войлока тем, что во время валяния на белом войлоке делают черные узоры и наоборот. Сырмак делают из однотонного войлока, на который пришивают орнамент из войлока другого цвета.

Татарские орнаменты и узоры
Учитель изо: Орнаментальность изделий декоративно-прикладного искусства - главное средство изобразительной композиции, необходимое средство воплощения художественных образов.
Учитель технологии: В татарской вышивке основное место занимает растительный орнамент, что объясняется древностью и популярностью тамбурной техники вышивания.
Учитель изо: Художницы используют несуществующие в реальном мире формы, объединяя на одном стебле различные цветы, плоды, листья и создавая тем не менее впечатление жизненности вышитых картин.

Закрепление пройденного материала Викторина «Проверь себя».

​Оксана ПАПЕНИНА, учитель изобразительного искусства и краеведения, Татьяна ЗАВАЦКАЯ, учитель технологии средней школы №11 города Балаково Саратовской области