Задачи урока:
- расширить кругозор учащихся;
- вызвать интерес и уважение к историческому прошлому России;
- формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся;
- показать учащимся огромный вклад защитников тыла в дело Великой Победы;
- развивать творческие способности детей;
- развивать ассоциативное мышление.
Оформление и оборудование класса
Иллюстрации - военная техника, защитники Родины, труженики тыла, боевые действия. Презентация «Защитники Родины».
Мультимедийный проектор, экран, макет площади Победы; модель артиллерийского орудия.
Песни, музыка, стихи на военную тему.

Ход урока
Педагог:
Давно отгремели военные залпы.
Живем мы на мирной земле.
Но помним о мужестве,
Силе и братстве,
Минувших войн седине.
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Я начала сегодняшнее занятие стихами о войне неспроста, тема нашего с вами сегодняшнего занятия - «Защитники Родины».
Сегодня я хочу вам предложить маленькую экскурсию по исторической ленте времени и рассказать об исторических событиях, которые связаны с защитниками нашей Родины. В разные эпохи они по-разному одевались, разным оружием владели. На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать свое Отечество от врагов. В истории России много героических битв и славных побед. Мы сегодня остановимся лишь на некоторых из них.
(Презентацию вместе с приложением 2 (ниже по тексту) см. на сайте www.ug.ru по ссылке: www.ug.ru/method_ article/203)
1-й слайд
На Русь нападали и с юга, и с востока орды монголо-татар, половцы и печенеги. Но наши предки, славяне, всегда стояли на страже и охраняли свою землю. А были они сильны, храбры, мужественны, отважны. Одним словом, богатыри! Былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Волга Всеславович, Василий Буслаев, Микула Селянинович.
2-й слайд
В ХIII веке с запада и северо-запада в российские пределы нередко вторгались отряды немецких рыцарей-крестоносцев, поляков, шведов. Великий полководец Александр Невский в тяжелое для Руси время объединил вокруг себя народ и не пустил европейских рыцарей на нашу Русь. Главная битва с рыцарями получила название Ледовое побоище.
3-й слайд
Великий полководец Дмитрий Донской в 1380 году со своими войсками разгромил ордынские войска на Куликовом поле и избавил русские земли, русский народ от ордынской зависимости.
4-й слайд
В 1612 году полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин создали народное ополчение, войско из простых людей - горожан и крестьян, и изгнали польских захватчиков. С этим сражением связан праздник - День народного единства, который мы празднуем 4 ноября.
5-й слайд
Александр Васильевич Суворов начал свою службу солдатом и дослужился до высшего воинского звания - генералиссимуса. За всю свою жизнь он не проиграл ни одного сражения. Его солдаты взяли штурмом турецкую крепость Измаил, разгромили французов в Италии. Он вывел свою армию из окружения, пробившись через Альпийские горы. А было это в XVIII веке.
6-й слайд
В XIX веке великий полководец Михаил Илларионович Кутузов прославился в Отечественной войне 1812 года. Его любили все солдаты, на него надеялась вся Россия. Он и его солдаты победили французскую армию Наполеона Бонапарта в Бородинском сражении.
Сегодня мне бы хотелось вспомнить еще одну страшную войну - с фашистскими захватчиками, которая стала суровым испытанием для всего советского народа. Она произошла в XX веке.
Педагог задает вопросы детям:
- Ребята, вы знаете, что это за война?
- А когда она началась и закончилась?
8-й слайд
Четыре года бушевало пламя Великой Отечественной войны. Труден и долог был путь к победе. Эта война для нас была освободительной.
9-й слайд
Во время Великой Отечественной войны сражались и защищали Родину и наши земляки - кулебачане.
10-й слайд
Много побед и славных подвигов на счету наших воинов, страна всегда славилась и славится героями. Полководцы Великой Отечественной войны - Г.К.Жуков, А.М.Василевский, И.С.Конев, Р.Я.Малиновский, К.К.Рокоссовский, С.К.Тимошенко, сражаясь против германской агрессии, проявили сообразительность и смекалку, чтобы победить врага. И в этом им помогал весь советский народ.
11-й слайд
Тысячи и тысячи людей, главным образом женщины и старики, копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали заграждения, таскали мешки с песком. И везде рядом со взрослыми были дети. Они работали в госпиталях, помогали по дому тем, кто был болен и слаб, по 12-18 часов в сутки трудились в цехах заводов, обеспечивая войска оружием, боевой техникой, боеприпасами. Те, кто был мал ростом, стояли у станка на скамейке и также выполняли свою рабочую норму.
Защищать Родину всегда было почетной обязанностью каждого. Родина помнит имена своих славных сыновей и дочерей. Тех, кто погиб, защищая Родину, и никогда не вернется.
Сегодня я принесла свечу и хочу ее вместе с вами зажечь. (Зажигается свеча.)
Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?
Посмотрите, ребята, на горящую свечу. На что похож огонек пламени свечи?
(Ответы детей.)
Где еще вы могли видеть и смотреть на пламя и думать о чем-то таинственном, важном? (Ответы детей.)
Правильно. Это огонь на Могиле Неизвестного Солдата. У обелиска памяти солдатам, не вернувшимся с войны. Вечный огонь вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Люди приходят к нему в любой день, в выходные или праздничные дни. Это говорит о том, что человек никогда не забудет, какой ценой завоевано счастье на земле и наше право на жизнь.
На занятие сегодня я принесла макет. Вы узнали, что это за макет?
(Ответы детей.)
Правильно, это мемориал воинам Великой Отечественной войны в нашем городе, который находится на площади Победы. Давайте мы сегодня поставим нашу горящую свечу к макету мемориала на площади Победы и почтим память всех погибших за Родину минутой молчания.
(Минута молчания.)
А теперь, ребята, я хочу пригласить вас за рабочие места. И продолжим наше занятие. Мы в течение года изготавливали различную военную технику. Давайте вспомним, какую?
(Ответ: машины, танки, самолеты, корабли, вертолеты, ракеты.)
А к каким видам войск относится эта техника?
Дети:
- Сухопутные войска;
- Военно-воздушные войска;
- Военно-морской флот;
- Ракетные войска.
Педагог: А какие военные профессии вы знаете?
Дети читают стихи о военных профессиях.
Танкист
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет.
Ствол орудийный впереди.
Опасно, враг, не подходи!

Летчик
Он металлическую птицу
Поднимет в облака.
Теперь воздушная граница
Надежна и крепка!

Моряк
На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем и ночью быть должны
Под бдительной охраной!

Артиллерист
Да здравствуют артиллеристы -
Защитники наших земель.
Подносчики наших снарядов,
Наводчики, бьющие в цель!

Педагог: На прошлом занятии мы начали с вами изготавливать артиллерийское орудие времен Великой Отечественной войны. Давайте вспомним этапы его изготовления.
Дети:
1. Шаблоны деталей модели пушки разложить на лист картона, закрепить и перевести карандашом.
2. Наметить, нанести все линии сгиба.
3. Вырезать детали модели.
4. Кончиком ножниц провести все линии сгиба.
5. Затем склеить все детали и собрать модель.
Педагог: Модель нашего артиллерийского орудия мы сделали. Но оно еще не совсем готово. Разве оно может быть белым? Ведь оно в таком виде будет заметно для противника. Что нам нужно сделать, чтобы его не заметил враг?
Дети: Его нужно замаскировать. Нанести на него защитную окраску, камуфляж.
Педагог: Как это можно сделать?
Дети: С помощью окрашивания или при помощи аппликации.
Педагог: На свою модель я уже нанесла защитную окраску. И сегодня предлагаю вам оформить и вашу модель в технике мозаики. Что нам понадобится для этого, ребята?
Дети: Кусочки цветной бумаги, клей и кисточка.
Педагог: Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с клеем и кисточкой.
Дети повторяют правила техники безопасности.
Педагог: Приступаем к работе, ребята.
Во время работы звучит музыкальное сопровождение - мелодии и песни военных лет.
Педагог: Ребята, ваши артиллерийские орудия готовы, давайте поставим их к макету нашей площади Победы и посмотрим на них все вместе. Как вы думаете, всем ли сегодня удалось выполнить свои работы аккуратно? Чьи работы понравились вам больше всех? Что нового для себя вы сегодня узнали на занятии?
Дети отвечают на вопросы.
Педагог: И еще, ребята, мне бы хотелось показать вам технику, которая участвовала в боях Великой Отечественной войны (приложение 2 - см. публикацию сценария на сайте www.ug.ru).
Во время Великой Отечественной войны летчики, если им удавалось сбить вражеский самолет, на своем самолете рисовали звезды. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, наклейте звездочки на наш боевой самолет, который висит на доске.

​Наталья КАЛИНИНА, педагог дополнительного образования Кулебакского центра детского технического творчества, Нижегородская область, победитель XIII конкурса «Сто друзей»