Ход мероприятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня мы ознакомимся с темой «Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях». К мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным, в современном мире христиан около 1400 млн человек, приверженцев ислама около 900 млн, буддистов около 300 млн человек. В сумме это почти половина жителей Земли.
III. Работа в группах. (Коллектив учеников при подготовке к этому занятию был разбит на три группы. Каждая группа получила задание - исследовать традиции семьи в основных религиях мира.)
Первая группа подготовила сообщение о традициях семьи в исламе, вторая - в буддизме, третья - в христианстве.
IV. Беседа с учащимися по вопросам:
- Какие  союзы между людьми знаете?
- Что такое семья с точки зрения рассматриваемых культур?
- Как вы понимаете выражение «семейные ценности»? Заполните таблицу №1, дайте сравнительную характеристику семейных ценностей в буддизме, исламе, христианстве.

Таблица №1



- На чем строится семья?
- Какая любовь должна скреплять семью?
- Какие правила жизни семьи мы можем назвать?
V. Каждая религия содержит определенные морально-нравственные каноны. Сейчас мы с вами ознакомимся с ними, выделим черты сходства и различия в них. (Ученики работают по заранее подготовленному раздаточному материалу.)

Работа  в группах
Группа №1: сформулируйте свое отношение к заповедям.
Группа №2: чего больше в заповедях - сходства или различий?
Группа №3: куда заповеди ведут человека?
Вывод: Заповеди в каждой религии помогают человеку стать чище, лучше, добрее, обеспечивают духовный рост личности.
Наша страна многонациональная и многоконфессиональная, поэтому так важно объединяющее начало, заложенное в любой религии.
Опираясь на вышеизложенные каноны мировых религий, ответьте на вопрос и заполните таблицу №2.
- Каковы обязанности детей? Как мы должны относиться к родителям, cтаршим?

Таблица №2



Вывод: Вслед за любовью к родителям у детей рождается  любовь  к природе, красоте, эстетическим совершенствам, выражающаяся в восторженном отношении к предметам и объектам природы, воспитывающая самые добрые нравственные основы человека. Любовь к другим людям является производной от любви к родителям, к старшему поколению, к ближайшим родственникам, к природе и труду.  В этой категории любви необходимо выделить отдельно любовь к благотворителям, т. е. к тем, кто совершает по отношению к отдельному индивиду бескорыстную помощь. Такая любовь есть чувствование справедливой обязанности творить добро для тех, кто это заслужил первоначально своими добрыми поступками. Любовь к Отечеству выделяется как важнейшая нравственная черта.
VI. Спасение человечества сегодня в возрождении истинных семейных ценностей, тех, которые приняты в исламе, христианстве, буддизме.
И в продолжение темы «Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях» прошу вас составить синквейн на тему «Семья, семейные ценности, семейные традиции».
Чтение синквейнов.
Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru, доступен по ссылке: http://www.ug.ru/method_article/204

​Елена ИВАНЧЕНКО, классный руководитель 10-го класса,
Галина ПОПОВА, классный руководитель 11-го класса Синявской средней школы Неклиновского района Ростовской области