Оздоровительная работа в классе строится на основе общешкольной оздоровительной программы «Родничок здоровья». На уроках применяются офтальмотренажеры, проводятся психологические тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия.
Классные часы построены на основе методики Аллы Шемшуриной «Нравственные уроки».
В классе функционирует система самоуправления. Есть мэр города, отвечающий за организацию работы отделов «Учеба», «Досуг», «Здоровье», «Забота - тимуровская помощь», спортивный отдел. К 4-му классу ученики становятся более самостоятельными. Совет учащихся готовит и проводит классные собрания, КТД, вечера. Организует тимуровскую помощь ветеранам и пенсионерам. Организует помощь в учебе одноклассникам. Классные собрания проводятся не реже 1 раза в четверть, что контролируется мэром города. Виды собраний: выборное, экстренное, торжественное, тематическое, отчетное, итоговое. Совет города организует самообслуживание, помощь в учебе ребятам, у которых есть проблемы, обеспечивает дисциплину и порядок в классе.  Вся информация отражается в классном уголке.
     
Направления работы
 
Направление I. «Здоровье» - «Мое здоровье в моих руках»
Цели: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Поэтапные задачи программы
1-я ступень - начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями (1-й класс).
Основные задачи:
1. Сформировать представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Создать элементарные представления об основных понятиях ЗОЖ.
3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить непонимание основных понятий ЗОЖ.
2-я ступень - углубленное изучение (2-й класс).
Основные задачи:
1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
3. Формировть практически необходимые знания, умения и навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
3-я ступень - закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование (3-4-е классы).
Основные задачи:
1.  Добиться стабильности и автоматизма выполнения.
2.  Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
3. Обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных обстоятельств.
Направление II. «Гражданин» - «Я люблю свою землю, родные края...»
Цели: научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народов, народным промыслам, расширить знания об окружающем мире, экологических проблемах, формировать гражданское самосознание, воспитывать патриотизм, уважение к историческому наследию своей Родины.

Тематика классных часов
Часть 1. Я - гражданин России   
С любовью к России.
Летопись природы родного края.
Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.
Все работы хороши - выбирай на вкус.
На лесной поляне.
День защитника Отечества.
Подвигу народов жить в веках.
Красота русской природы.
Слава хлебу на столе.

Часть 2. Мы вместе
Деловая игра «Главные вопросы».
Утренник «Ваши права и обязанности».
По морям, по волнам.
О дружбе, доброте, отзывчивости.
От самоуничижения к самоутверждению.
Звездный час.
В гостях у Мойдодыра.
Школа вежливых наук.
Сюрпризы лесной полянки.

Направление III. «Семья» - «Папа, мама, я - дружная семья»
Цели: повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений; создание положительной психологической атмосферы в семье.
Организация деятельности:
- лекционный метод передачи знаний;
- психодиагностические методы исследования личности;
- экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах;
- методы социально-педагогического тренинга:
а) дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем;
б) метод анализа конкретных ситуаций;
в) игровое моделирование;
г) игры и упражнения разной направленности;
д) психологические этюды.

Тематика классных родительских собраний
Нравственный микроклимат семьи - основа формирования личности ребенка.
О воспитании любви к природе.
Воспитание у ребенка любви к чтению.
Как помочь детям в учебе? День рождения класса.
Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет.
Семейные праздники.
Воспитание культуры поведения у младших школьников.
Семейный конфликт и дети.
Родительская любовь и ее роль в воспитании детей.
Развитие творческих способностей в семье.
Веселимся всей семьей.
Почему дети лгут? Проблема нравственности.
Чтение - окно в мир познания.
Ваш ребенок и его друзья.
Секреты здоровья ребенка.
«Учимся вместе с детьми». Родительский турнир.
Воспитание милосердия.
«Что делать, если...». Ситуация для обсуждения с родителями.
Поздравление наших пап.
КВН «Если хочешь быть здоров».
Несколько полезных советов родителям.

Направление IV. «Нравственность» - «В человеке должно быть все прекрасно...»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Формы работы:
- тематические классные часы по нравственной тематике;
- спецкурсы по нравственной тематике;
- дискуссии по нравственной тематике;
- поисковая работа, помощь в создании музеев, уход за памятниками и памятными местами;
- шефская работа учащихся в детских домах, больницах;
- изучение нравственного наследия мира;
- читательские конференции;
- организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины»;
- праздники, сюрпризы, конкурсы;
- театральные и кинопремьеры по нравственной тематике;
- экскурсии, поездки, походы по боевым местам;
- изучение нравственного наследия своей страны;
- изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди;
- знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

Направление V. «Досуг» - «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
Цель: создание условий для проявления учениками инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Формы работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- литературные балы, конкурсы талантов, марафоны;
- дискотеки, танцевальные вечера.

Направление VI. «Интеллект» - «Хочу все знать»
Цель: помочь ученикам развить способность мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Формы работы:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные марафоны внутри класса, школы;
- интеллектуальные бои;
- школы интеллектуального развития;
- тренинги интеллектуальных умений;
- спецкурсы.

Направление VII. «Общение» - «Я, ты, он, она - вместе мы друзья»
Цели:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить приемам преодоления проблем в общении.

Формы работы:
- социометрия;
- интерактивные игры, тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
- праздники, конкурсы, ролевые игры.

Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru в рубрике «Методическая кухня»

​Ольга ЕВДОКИМОВА, учитель начальных классов средней школы села Рощинский Республики Башкортостан, победитель VI конкурса «Мудрая сова»