Работа на результат
Но, как водится, в любом деле есть локомотив, без которого оно не движется. Локомотив «Рождественских каникул с лучшими учителями России в СВФУ» - Институт повышения квалификации педагогов Северо-Восточного федерального университета, его «машинисты» - директор института Ольга Чоросова и ее заместитель Надежда Шилова. И конечно, руководство клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)» - участник всероссийского финала 2010 года Юрий Кынатов, участник всероссийского финала 2009 года Александр Новгородов.  Все они пожертвовали собственными выходными ради полезных учительских каникул.
Ольга Марковна в один из дней рождественских встреч даже внуков своих привела в университет. Она и на лекциях сидела, и о гостях волновалась - согреты ли, накормлены... Ольга Чоросова искренне уверена: «Такие встречи лучше официальных. Рождественские встречи в СВФУ - это совместное проживание некоторого отрезка времени. Это курсы повышения квалификации, профессионального и личностного роста, когда сам педагог организует свою образовательную траекторию. Не просто получает знания, а общается. Сам себя образовывает». Вот так, ни больше ни меньше. Недаром педагоги, завучи, директора, методисты стремились в Якутск из ближних и дальних улусов (некоторым до республиканской столицы пришлось добираться 20 часов на машине). Им было предложено повышать квалификацию не только в группах предметников, но и в межпредметных объединениях. Учиться предлагалось даже  технологии организации праздников, флеш-мобов. Всему, что привезли с собой гости - абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2011» Алексей Овчинников, трое учителей года из Вологодской области - Вячеслав Вахрамеев, Николай Белозеров, Дмитрий Коленецкий, лауреат всероссийского финала 2010 года Екатерина Латыпова. А еще соседи - три учителя физики и одна учитель начальных классов из Магадана, все - победители нацпроекта «Образование». И плюс два преподавателя из московской Бауманки.
Надежда Шилова объясняла учителям: «Нас здесь по большому счету мало волнует предмет, нас интересует технология. Откуда в Вологодской области 16 лауреатов российского конкурса разных лет? Предметы разные - физкультура, история, русский язык... Вопрос в технологии преподавания, работающей на результат».
Любопытно, почему именно Северо-Восточный университет взялся за такое громадное и сложное дело, как «Рождественские каникулы»?
Ольга Чоросова ответила на этот вопрос так: «В нашем университете особое значение придают подготовке, переподготовке, профессиональному повышению квалификации учительства».
А вот мнение проректора по естественно-математическому направлению СВФУ Михаила Присяжного: «Ресурсы, которые руководство страны выделяет университету на развитие, надо потратить с умом. Свой федеральный статус мы сможем подтвердить, только если у нас будут хорошие студенты и выпускники, которые будут заниматься наукой, пойдут во все сферы народного хозяйства. Чтобы были хорошие студенты, мы должны много внимания уделять школе - тому институту, откуда к нам приходят абитуриенты».
Не случайно в программе развития СВФУ до 2019 года заложены специальные мероприятия - работа со школами, с учителями. Программа развития реализуется два года, и результаты есть - уже видно, что работа с учителями, школами приносит плоды. В федеральный университет приходят лучшие выпускники.

Волшебная технология
Все связано. Университет, который не побоялся потратить силы, время, ресурсы на организацию рождественских встреч, не боится и новых форм. Одну из них организаторы продемонстрировали в первый же день. Называется эта волшебная технология «вертушка». Суть в том, что учителя делятся на группы по межпредметному принципу, а гости университета готовятся их принять в своих мастерских. Каждая группа должна последовательно пройти через все мастерские. Время презентации авторской мастерской - 30 минут, за это время учитель-мастер должен продемонстрировать фрагмент содержания, технологию, предмет, метод. Я, как представитель газеты, удостоилась чести войти в круг выступавших и рассказывала о проектах нашей газеты. Якутская «вертушка» дает возможность каждому участнику «Рождественских каникул» посмотреть на мастеров, приехавших в Якутск, независимо от предмета, изучить их методы, приемы, стиль...
«Вертушка» длилась 4 часа и, несмотря на то что это колоссальная нагрузка, дала вдохновение всем - и выступающим, и слушающим. Ну а на следующий день начались полноценные мастерские учителей года. Заглянем в аудитории?
Вот здесь за партами литераторы. Они пришли не просто к учителю русского языка и литературы 2-й средней школы города Сокола Вологодской области, не просто к победителю Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010», они пришли к другу. Летом прошлого года Вячеслав Вахрамеев уже был в Якутии и покорил коллег поэтическим даром и нестандартным, а вместе с тем и глубоким взглядом на свой предмет. Вахрамеев приехал с флешкой, на которой записаны презентации по темам уроков. Участники его мастер-класса имеют возможность выбрать тему, но у них просто разбегаются глаза. Хочется и поговорить об Анне Ахматовой, и разобрать произведение Алексея Толстого «Гадюка», которое не часто дается в школе. А что скажет Вячеслав Вячеславович об «Отцах и детях», теме, исхоженной, казалось бы, вдоль и поперек? Наверняка что-то свежее, необычное...
Дама с первой парты спрашивает:
- Как вы относитесь к Маяковскому?
Вячеслав Вахрамеев неожиданно отвечает вопросом:
- Как вы относитесь к «Черному квадрату» Малевича? Предлагаю маленький эксперимент. Уходя из дома ранним утром, погасите свет, раздвиньте шторы. Войдите вечером домой, включите свет, гляньте в окно. Что вы увидите?
Учителя хором: Черный квадрат!
- Погасите свет и посмотрите в окно. Что произойдет? Мир перед вами начнет постепенно проявляться. Черный квадрат - это не жирная точка в конце искусства, это начало нового искусства, это тьма, за которой должно последовать что-то другое. Это ответ на вопрос, как я к Маяковскому отношусь.
И затем сокольский филолог читает всем известные стихи Маяковского «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана...». Все понятно? А вот и нет. О чем эти стихи? Почему о любви? Что видит автор?
- Вы отчеты составляете? Вам это нравится? - подсказывает, улыбаясь, Вахрамеев. - Берем обычный черно-белый календарь и плещем на него яркое оранжевое пятно краски. Веселее стало жить? День изменился? Стихи вот о чем: сумей увидеть в самом обычном  абсолютно необычные вещи. Вот тогда ты поэт. Попробуйте срезать студень наискосок и в этом дрожащем желе увидеть накат океанской волны и гадов внутри ее... Маяковского нельзя читать просто так. Это поэт, который заставляет думать. Но я глубоко согласен с Анной Андреевной Ахматовой, которая сказала: если бы Маяковский погиб в 19 лет, Россия бы потеряла прекрасного трагического поэта. Все, что началось потом, - это уже не тот Маяковский. Это трагедия человека, который определил ее сам, причем определил искренне. Поверив, как и Есенин, что грохот катастрофы - это «шум строительства нового храма».
Приоткроем другую дверь. К информатику Екатерине Латыповой, лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010», эксперту Московского центра качества образования, пришли не только коллеги по предметной области, и вот почему:
- То, о чем я буду говорить, интересно преподавателям разных предметов. Как разбирать большую тему? Когда перед менеджерами ставится глобальная задача, они обычно говорят: «Слона по косточкам съедают». То есть глобальная задача делится на отдельные элементы, и их решение значительно упрощает понимание всей задачи. Если мы говорим о восходящем программировании, ставятся минимальные задачи, а затем укрупняются, и так решается вся поставленная проблема. Либо нисходящее программирование, когда общее задание разбивается на подзадачи. Хочу обратить ваше внимание на интеллектуальные связи или интеллектуальные карты (mind map), которые позволяют любую задачу разложить на элементы. Представление может быть дано в виде графического изображения. Это применимо к любой предметной области. Умение читать и анализировать - это то, что мы обязательно должны сформировать у детей.
За соседней дверью опять не соблюдается предметный принцип. Историка вологодской средней школы №1 с углубленным изучением английского языка Николая Белозерова, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008», слушают и учителя начальной школы, и методисты, и гуманитарии, и технари. Тема вечная и важная - целеполагание. Только вот все не так просто, как педагоги привыкли.
Мы привыкли ставить перед учениками цели. Ан нет, говорит Белозеров, нужно научить детей делать это самостоятельно: «Если вы сейчас займетесь с учениками выработкой целеполагания, они будут тратить на это много времени. Первая часть урока съест много времени, но это не зря. Если они цели для себя не поставили, будем продолжать водить их на поводке за собой, как собачек. Поводок надо отпускать, иначе УУД формироваться никак не будут».
Привыкли, планируя урок, прописывать триединую цель - развивающую, образовательную, воспитательную. «А как вы обеспечиваете единство целей?» - интересуется Белозеров. И приводит конкретный пример планирования урока. Есть тема, и есть цели. Вот только у безвестного автора этого урока воспитательная цель получилась не для данного занятия, а для всего курса: воспитать чувство патриотизма. Более того, в своих целях учитель пишет, что собирается развивать учащихся. Между тем форма занятия - лекция, самостоятельная работа учеников не предусмотрена...
Николай Александрович иронизирует:
- В какой-то момент урока учитель говорит: «Представьте, как велика наша Родина. Мы здесь живем». И отмечает себе: «Я во время урока реализовал воспитательную цель».
Но эта ирония грустная. И полезная. Это лучшая возможность снять с учителей шоры привычного отношения к ежедневной педагогической практике.
Вывод ведущего мастерской: «Получается, что в реальности цель одна - образовательная». Дальше Николай Белозеров учит ставить цели, используя технологию SMART, или по-русски ГИДРО... Но нам пора идти в следующую аудиторию.
Здесь перед учителями выступает Дмитрий Коленецкий, тоже вологодский педагог, учитель физической культуры средней школы №16, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России-1999», на типичного физкультурника абсолютно непохожий. Безукоризненный костюм, стильные очки, интеллигентная внешность. И говорит он... о концепции интеллектуализации физической культуры.
-  В чем польза моего выступления для вас? Показать свое видение урока «Физическая культура» и немного поменять ваш взгляд на этот общеобразовательный предмет. Моя схема может быть интересна любому предметнику. К тому же у нас у всех дети, внуки, посмотреть на этот предмет по-новому с человеческой точки зрения тоже полезно.
Дмитрий Николаевич спрашивает зал: «Что вам нравилось на уроках физкультуры, с чем у вас ассоциируется физкультура?» Никто не говорит о том, что на уроках физкультуры у него были сформированы знания.
- Я своей темой выбрал формирование знаний на уроках физической культуры. На практике происходит только воздействие на физическую природу. Хотя ведущие теоретики говорят: чтобы сформировать потребность в занятиях физической культурой, вызвать интерес к данной области, сформировать ценностные ориентации, нужно работать не только на физические способности, а прежде всего на знания, интеллект, психику и мотивы. А как это делать, я хочу рассказать...
И снова мы удаляемся с мастер-класса, ведь чтобы пересказать лекцию Дмитрия Коленецкого, нужно посвятить этой теме отдельную публикацию...

Герои духа
Местные учителя называли нас, гостей из Центральной России, героями и смотрели тревожно на наши тонкие пальтишки, легкомысленные шапки и холодные перчатки... А мы скоро узнали, что главный подвиг на якутской земле - терпение. Когда едешь 14 часов на маршрутке из Якутска в Верхневилюйск в пятидесятиградусный мороз, и только лес за промерзлыми окошками... Когда пьешь горячий чай в чайных и понимаешь, что нужно еще дойти до места общего пользования, а оно на улице - маленький деревянный домик, неотапливаемый, конечно... Терпение вырастает из самой земли, из быта. И начинаешь понимать, что герои не мы - они, живущие в далеком якутском улусе, в заснеженном зимой и изнывающем от жары летом наслеге, где при школе - такие же уличные туалеты. А потом ученики и учителя идут домой, и дома то же самое. И водопровода в селе тоже нет. Чтобы принять ванну или сварить обед, нужно принести со двора куб льда, вырубленного заранее на реке и запасенного на зиму, растопить его и подогреть.
Но самое удивительное, что рядом с бытовыми суровыми условиями развиваются новые технологии. Параллельно с рождественскими встречами в СВФУ прошла Ассамблея учителей физики, и выступление на ней доцента кафедры радиофизики и электроники Сергея Васильева было посвящено 3D-технологиям. Сергей Ефимович говорил о гипермедиа, о том, как разные среды позволяют взаимодействовать между собой. О технологии 3D-моделирования и визуализации, о 3D объемной печати - прототипировании, о 3D стереоскопических фото- и видеосъемке и 3D объемном сканировании. Демонстрировал удивительные приборы.
А ведь Сергей Васильев еще и заместитель директора института Олонхо СВФУ, создал информационную систему Олонхо, интернет-портал с девятью языковыми интерфейсами  http://olonkho.info/. Олонхо - это якутский героический эпос, который исполняют особые чтецы - олонхосуты.
Откуда такое сочетание? Сергей Ефимович объясняет, шутя: «Эпосом занимаются фольклористы. Фольклор начинается с буквы «ф», как и физика, поэтому нам, физикам, пришлось к этому проекту подключиться». И дальше уже серьезно: «Рукописи, архивы, фотографии - это физические материалы, которые необходимо перевести в цифровой формат».
А если уже совсем серьезно, все дело в том, что якуты хорошо знают и любят свою историю, язык, литературу. А вернее, здесь уважают и изучают сразу две культуры. Российская культура, православие у якутов также в почете. Может быть, потому что в XIX веке, когда происходила основная христианизация края (начавшаяся веком ранее), святитель Иннокентий заявил: «Якуты, несмотря на то что в самих их улусных управлениях дела производятся на русском языке и довольно многие читают сами русские молитвы, при настоящем положении обстоятельств никогда не переменят своего природного языка на русский», - и велел перевести богослужебные книги на якутский (так пишет Николай Коняев). Внимательное отношение рождает ответный отклик.
Кстати, осенью 2011 года в Якутске возобновила свою деятельность духовная семинария, закрывшаяся после революции. 7 января в семинарии побывали все участники «Рождественских каникул». С нами побеседовал проректор по учебной работе иерей Алексей Воеца. Поздравил нас с праздником: «Хочу пожелать людям, которые учат детей, подростков, юношество жизненно важным предметам, радости. Хотелось бы, чтобы вы заставили свое сердце порадоваться. Бывает, что в праздничные дни суета пытается нас отвлечь от радости, в самый ее пик находит тоска. Хочу пожелать, чтобы вы не подчинялись этому бесовскому искушению».
А затем провел по семинарии, по классам. Здесь сейчас обучаются 20 воспитанников. Планируется, что их будет больше, потому что совсем недавно было открыто общежитие на 130 человек. Семинаристы - это будущие священники, для того и приходят сюда учиться. Трудоустройство обеспечено всем, в Якутии огромное количество приходов, где не хватает батюшек. К сожалению, мир за стенами духовной семинарии оказывает самое непосредственное воздействие даже на такое учебное заведение. Отчисление из семинарии не редкость. Причина - самовольный уход, нарушение дисциплины. Требования к будущим священникам предъявляются высокие...
Тема адаптации в учебных заведениях профессионального образования для якутских детей, пожалуй, одна из самых важных. Это касается и духовных семинарий, и светских колледжей, техникумов. О проблеме говорили участники «круглого стола»  «Современный педагог - стремление к идеалу», который в один из дней рождественских встреч вел учитель года России-2011 Алексей Овчинников. Надо сказать, блестяще вел. Четко сформулированными тезисами и вопросами вывел учителей на разговор. А ведь  разговорить якутских педагогов непросто, не потому, что боятся или не хотят говорить, просто такова ментальность народа, населяющего республику. Здесь не принято выступать, «высовываться», обнаруживать свое знание, даже если отлично в чем-то разбираешься... Но все-таки учитель - это особая «национальность», да и с Алексеем Васильевичем беседовать интересно. Вот представительница якутского техникума и начала рассказывать, как трудно приходится ребятам, которые приезжают в город из глухих сел и поступают в техникум. К сожалению, бывает, что ребята не говорят ни по-русски, ни по-якутски на должном уровне, а ведь преподаватели должны учить их специальным предметам. Дети плохо ориентируются в новой для себя городской обстановке. Родители редко интересуются, что с новоявленными студентами, как они устроились, успокаивая себя, видимо, тем, что дети закрепились в городе. В результате подростки сбегают из учебных аудиторий на улицу.
А ведь в селе все по-другому. Еще одна участница «круглого стола» рассказала: «Я сама из маленького села. Нас очень оберегают все взрослые. Балуют, лелеют, холят... А потом ребенок уезжает в город, и никто уже ему не говорит: «Пойдем, сыночек, пойдем, дорогой, надо учиться». Он теряется в городе, не знает, что ему делать. Год поучился, бросил, уехал обратно. Родители не знают почему, а ведь они сами виноваты».
Так что многое, очень многое и в деле адаптации детей к современной жизни, и в деле образования и воспитания зависит в Якутии от учителей. Настоящим радостным открытием для меня, журналиста, стало знакомство с системой образования Верхневилюйска, Оросунского, Кэнтикского наслегов, со школами, детским садом, музеями, Центром технического творчества. Нашу делегацию на высочайшем уровне принимали педагоги и директор Верхневилюйской республиканской гимназии. Но об этом в следующем репортаже из якутского края, чудесной земли Олонхо.

​Оксана РОДИОНОВА, Якутск - Верхневилюйск, фото автора и из архива организаторов «Рождественских каникул»