Мнения

Я вижу вокруг очень много некомпетентных директоров. Но это не их вина, а их беда, и многие учителя этого не понимают. Раньше существовала серьезная подготовка резерва на руководящие должности. Сегодня этому уделяется значительно меньшее внимание. Когда мы говорим «главный врач больницы», мы подразумеваем - лучший врач. К сожалению, в школе сейчас не всегда так, а ведь главное для директора - это профессионализм. Подготовки недостаточно, надо быть лучшим и пройти все ступеньки от простого учителя до заместителя директора, а уже потом становиться полноценным руководителем.

Вадим ЖЕЛЕЗНОВ, директор гимназии №1534, Москва:

- Одна из трудностей - очень много стало у директора начальников, которые требуют, требуют и требуют. И бухгалтерия, и Пенсионный фонд, и районная управа, и муниципалитеты. Раньше такого не было. Сверхуправленческой деятельности огромное количество, а результата практически никакого.

Я всем советую: предложат стать директором - откажитесь! Должность очень сложная, ответственная и малооплачиваемая, хотя, конечно, работа с живыми людьми, с детьми - источник вдохновения любого человека.

Ирина РОМАНОВА, директор муниципального учреждения «Центр дополнительного образования «Школьник-2», Новороссийск:

- В городах сложно работать. Муниципального финансирования нет. «Как хотите, так и вертитесь», - говорят нам. Но, как говорится, когда Бог закрывает двери, он всегда открывает окно: поборов с родителей мы, конечно, не берем, а стараемся зарабатывать сами. За счет платного отделения, которое существует в нашем учреждении, и живем.

Время сегодня такое, что директору еще нужны и экономические знания. К сожалению, мне их не хватает, а подучиться - времени нет. Я уж не говорю о знании современных технологий, права, ведь директор должен смотреть в будущее и знать наперед все новшества, которые предлагает нам современная жизнь.

А учителя, которые хотят стать директорами, не знают, пожалуй, одного: как это сложно - выбивать деньги! Но я о своей работе пока не жалею, мне нравится работать как с учителями, так и с детьми и их родителями.

Наталья СОЗИНОВА, директор лицея №165, Нижний Новгород:

- Что пожелать тем, кому «светит» должность директора? Я бы посоветовала очень хорошо подумать над этим шагом, потому что эта работа не имеет никаких цензов. Нет ценза времени - она занимает всю тебя. Нет ограничения в понятии готовности прийти на помощь человеку: маленькому и большому. Здесь необходимо умение держать свое «я» в кулаке. И всегда помнить о том, что нужно прежде всего для дела, а не для себя и своей семьи. А самое главное, если в душе и в сердце нет всепоглощающей любви к этому делу, если для тебя эта работа не в кайф, то не стоит и начинать. Говорят, что тот, кто глотнул воздуха монастыря, из него уже не уйдет. А тот, кто глотнул воздуха школы по-настоящему, уже обреченный человек. Надо все это очень любить!

Елена КОЧЕТКОВА, учитель школы №12, Нижний Новгород:

- Соглашусь ли я, если мне предложат стать директором? Ни за что! Это такая головная боль! Сегодня столько «повесили» на школу - и учи, и воспитывай, и будь социальным работником, да еще хозяйственные заботы всякие. И за все директор в ответе - даже за мусор вокруг школы, как будто ему больше заняться нечем. Так мало того, теперь со всех сторон могут «наехать» - и вышестоящее начальство, и родители, и свой же собственный педколлектив, если вдруг разногласия какие возникнут, да и некоторые ученики сегодня больше о своих правах, чем об обязанностях, знают. А уж когда время выборов наступает... Про это совсем говорить не хочется. Дело даже не в том, что зарплата, конечно, несоразмерно мала, а в той несправедливости, которую государство будто бы и не замечает. До чего иногда обидно становится, что ты учитель! Думаю, у наших директоров школ в России такие моменты разочарования бывают даже чаще, чем у просто учителей.