Продолжение. Начало в «УГ» №№1, 2, 3 за 2012 год

Конечно, за всем этим так и видится убийство или по меньшей мере ограбление в крупных масштабах. Тот, кто так подумал, очень ошибся - вина Михайловой заключалась только в одном: родительские деньги собирали наличными, а не перечисляли на счет в централизованную бухгалтерию. Не верите? Я тоже поначалу не верила, ведь вина была столь малой, что ее можно было квалифицировать как финансовое нарушение, объявить за это выговор, лишить премии, но директора лицея осудили (спасибо, что условно). 26 августа 2011 года приговором судьи Перовского районного суда Москвы Е.Журавлевой она была осуждена по ст. 159 ч. 3 на 3 года условно и по ст. 286, ч. 1 на 5 лет запрета заниматься организационно-распорядительной деятельностью в сфере образования. Как же это произошло?
Мы сегодня очень большую роль отводим родителям учеников, порой они встают грозной громадой рядом с педагогами и считают, что могут не только принимать какие-то решения, но и навязывать их педагогическим коллективам. Например, относительно того, как учителя должны обучать их детей. Одна из мам культурологического лицея, так же как и Михайлова, многодетная мама, в один прекрасный день решила, что может потребовать от директора удовлетворения требований по целому списку из 22 пунктов, изложив свою концепцию образовательной программы лицея. Почему мама не приняла во внимание то, что лицей был создан под авторскую концепцию Михайловой, вопрос отдельный, но энергичная мама требовала от директора изменить учебный план и дополнить его антропологическими курсами, которые должны читать ее знакомые квалифицированные специалисты, а также включить тренинги по психологии, историю мировых религий, иностранную литературу и многое другое. Кроме того, мама настаивала на «изменении политики руководства лицея в отношении дисциплины учащихся» и немедленном отчислении двух учащихся, которые, по ее мнению, не соответствуют требованиям к лицеистам. Директор поблагодарила маму за инициативу, пригласила ее на семинар по образовательной программе, запланированный на 9 и 10 июня 2010 года, а по поводу отчисления детей объяснила: согласно закону об образовании нельзя отчислять детей до достижения ими 15-летнего возраста. В этот момент отношения мамы и директора испортились окончательно, и родительница стала врагом директора. Во всяком случае, комиссия, созданная в лицее для проведения служебного расследования, сделала вывод о возможной связи этих событий с последующим агрессивным поведением мамы, ее обращением в прокуратуру и фактическим преследованием директора лицея.
Для преследования женщина выбрала банальный повод - финансовый. Дело в том, что в лицее было 137 учащихся, поэтому бюджетных средств, выделяемых на их обучение и воспитание по программе, явно не хватало. Кроме того, лицей вел большую дополнительную образовательную деятельность, на которую бюджетные средства никогда не выделяли. Каждый родитель, приводящий ребенка в лицей, заключал с ним генеральный договор, по которому лицей оказывал платные образовательные услуги. Причем эти услуги осуществляли не учителя, а профильные специалисты, труд которых оплачивали из родительских средств, ибо в госзадание услуги не входили. Родители также добровольно платили вступительный взнос, а желающие делали еще и благотворительные взносы. В самом приеме пожертвований от родителей нет ничего противозаконного; более того, это разрешено нормативными документами Министерства образования и науки РФ, Законом «О благотворительности». Без родительских средств лицей не мог бы представлять собой такое учебное заведение, каким ценят его ученики и родители. Кстати, лицей и сам делал свой вклад в приумножение средств: он зарабатывал деньги на оказании платных услуг и вкладывал их в развитие учебного заведения.
 Наиболее затратными были услуги, связанные с организацией профильных практик. Многие мероприятия проводили в очно-сетевой (дистанционной) форме, что требовало привлечения непедагогических специалистов (программистов, тестировщиков, веб-редакторов) - в лицее самостоятельно разрабатывали программные оболочки и осуществляли технические решения. Журналистско-издательское направление лицея подразумевало подготовку ученических материалов к публикации, в том числе в его журнале «Лицейское и гимназическое образование» (его с интересом читала вся Россия), для чего привлекали редакторов, корректоров, верстальщиков. В перечень платных образовательных услуг входили занятия по компьютерной грамотности, оздоровительные услуги, организация поездок, журналистская и социальная практика, сетевые игры, создание личного кабинета учащегося, проведение профильных мероприятий, мастер-классов, некоторых спецкурсов. Из платежей и взносов родителей производили ремонт и благоустройство, закупали системные блоки, мониторы, дополнительное оборудование: материнские платы, процессоры, вентиляторы, модули памяти, видеокарты, накопители, дисководы, клавиатуры, мыши-манипуляторы, жесткие диски, аккумуляторы; программное обеспечение, картриджи, методические материалы и компьютеры, технические средства и бумагу для принтеров. А также костюмы и парики для театра, призы для детей, портфели, ноутбуки, фотоаппараты, плееры, книги в подарочных вариантах, ручки-указки, блокноты, учебники иностранного языка, цветные пластиковые корзины для оформления выставок, карты с нанесенным изображением для мастер-класса, стенды «Расписание занятий», «Готовимся к экзаменам», «Лицейская жизнь», карты в кабинеты географии, истории, биологии. Деньги шли и на изготовление мебели по индивидуальному заказу для кабинета истории и кабинета завуча, и на изготовление вывески на здание лицея, и на полиграфические услуги (например, на брошюру «Выписка из образовательной программы» и «Календарь учителя», которыми пользовались учителя и родители), а еще на ремонт фасада, на расходные материалы, очистку двора от снега, на представительские расходы (чай, кофе, цветы), на поощрение персонала. В течение учебного года в связи с подготовкой к ЕГЭ и ГИА в лицее по распоряжению вышестоящих органов было проведено 34 административные контрольные работы, текст которых необходимо было распечатывать (от 3 до 8 страниц на одного ученика) и выдавать учащимся. Учителя лицея распечатывали к урокам пособия, материалы тестов, дидактические материалы. Лицей выпускал календари, выписки из методических пособий, вручал призы - книги, ручки, выплачивал некоторым ученикам стипендию в размере 100-150 рублей.
Словом, деньги расходовали на учеников, направляя на уставные цели лицея, что подтверждают Акт проверки КРУ Департамента образования Москвы от 07.07.2010, а также показания должностных лиц, учителей и сотрудников лицея. При этом в одной точке встречались два потока: бюджетные средства на дополнительное образование и внебюджетные на оказание дополнительных платных образовательных услуг. Названия схожие, поэтому иногда не сильно информированные родители два вида услуг путали. На этой путанице и сыграла конфликтная мама: дескать, в лицее берут деньги за то, что и так оплачивает бюджет, а Татьяна Михайлова коррупционер, который пользуется родительскими деньгами как хочет. Комиссия лицея, проводившая служебное расследование, изучила все пункты обвинения. По большинству позиций, обозначенных в заявлении, факты не подтвердились, однако были выявлены и нарушения - прием родительских денег наличными, расходование средств без проведения их по расчетному счету. Но злоупотребления должностными полномочиями вопреки интересам службы, личный интерес и причинение материального ущерба родителям комиссия в действиях Михайловой не нашла, этот вывод был сделан на основании проверки документов, бесед с родителями учащихся, учителями и сотрудниками.
Как шли сбор денег и их расходование? Лицей не имеет собственной бухгалтерии, средства приходовали в кассе лицея, хранили в сейфе, ключ от которого был у сотрудницы финансового отдела, никто, кроме нее, доступа к сейфу не имел. На основании письменных документов (служебных записок) сотрудница выдавала денежные средства подотчетным лицам. Сотрудники лицея, получившие денежные средства под отчет, отчитывались по факту расходов и сдавали в финансовый отдел отчетные документы (чеки, договора, счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, товарные чеки, служебные отчеты по купленным товарам на рынке). Комиссия опросила сотрудников секретариата и заместителей директора, выяснила, что решения о расходах принимали после многоступенчатых согласований.
Механизм расходования средств был таким. В конце учебного и календарного года у учителей собирали заявки на ремонт, оборудование и учебную литературу. Эти заявки визировали заведующие кафедрами, затем они поступали к заместителям директора, отвечающим за соответствующие направления деятельности лицея. Заместители рассматривали и обобщали эти заявки, затем передавали их в административно-хозяйственную часть (если заявка касалась ремонта) или отдел ИТ (если заявка касалась оборудования). Отделы ИТ и АХЧ проводили маркетинг, устанавливая, какой может быть стоимость и кто может стать поставщиком, после чего заявки удовлетворяли в плановом порядке. Сотрудник, производивший закупку, писал служебную записку, визировал ее у своего руководителя и соответствующего заместителя, а затем передавал в секретариат. Директор лицея ставила свою подпись, после этого служебная записка поступала в финансовый отдел, на основании служебной записки выдавали денежные средства под отчет. В дальнейшем подотчетные лица сдавали отчеты по израсходованным денежным средствам с приложением первичных документов, которые подшивали и хранили.
Учителя при оказании платных образовательных услуг могли получать плату за свой труд, доплаты, а также премии. Заработная плата непедагогических сотрудников определялась тарификацией, а в случае низкой ставки - надбавками к ней из внебюджетных источников, например, медсестре ежемесячно доплачивали 12 тысяч рублей, работники хозяйственной службы вместо бюджетных копеек получали доплаты в размере от 10 до 20 тысяч рублей. Доплаты получал системный администратор (такой должности в бюджетном штатном расписании не было, а в пункте 24 генерального договора было указано, что учащиеся должны быть обеспечены специализированным компьютерным рабочим местом). В конце и начале учебного года руководители отделов и заместители директора предоставляли директору проекты штатного состава своих отделов и предложения по оплате кадров. Директор проводила собеседование с заместителями, в ходе которого согласовывали функционал, объем работ и суммы заработных плат. После этого проходила тарификация сотрудников, которую вторично согласовывали с руководителями и заместителями. Каждый сотрудник под подпись знакомился со своей тарификацией. Комиссия пришла к доказательному выводу, что сам механизм расходования ввиду строгой отчетности не допускал злоупотреблений директора. Все расходы в обязательном порядке учитывали.
Нарушением действующих правил бухгалтерского учета стал факт приема средств наличными без последующей передачи их на расчетный счет. Прием пожертвований наличными деньгами объяснялся сложностями взаиморасчетов между лицеем и другими организациями при перечислении средств через ЦБ №14, а также многочисленными бюрократическими процедурами, которые необходимо проходить при безналичной системе оплаты. Сроки решения вопросов о перечислении средств (учитывая подготовку документооборота) доходили до нескольких недель, тогда как решать эти вопросы необходимо было в срочном порядке.
К тому же лицей постоянно сталкивался с трудностями при расходовании родительских пожертвований, находящихся на расчетном счете, например, он не имеет возможности оплатить железнодорожные билеты для детей, не может перечислить деньги за экскурсию, на полиграфические услуги. Централизованная бухгалтерия не разрешает лицею оплачивать услуги по договорам и предлагает строго ограниченный список расходов (мебель, техника, канцелярские товары в сумме, не превышающей 99000 в квартал на одно наименование). Кстати, лицей обращался в централизованную бухгалтерию с просьбой разрешить поставить кассовый аппарат, в этом ему было отказано.
Родители неоднократно жаловались классным руководителям на затрудненные процедуры получения и предоставления платежных документов при внесении денег на счет лицея через Сбербанк (ежемесячно меняется код; надо предоставлять копии квитанций, иначе зачисления на расчетный счет лицея не последует). Механизм перечисления, зачисления и расходования пожертвований, соответствующий действующим нормативам, таков. Родитель получает в учебном заведении квитанцию на перечисление средств в качестве пожертвования. При этом учебное заведение должно иметь доказательства того, что родителя не принуждают к этому (например, протокол родительского собрания), но и в этом случае родитель может сказать, что его принудили. Квитанция действует до последнего числа текущего месяца, на следующий месяц меняется код. Если родитель не перечислил средства до конца месяца, ему нужно прийти за новым бланком. Родитель перечисляет средства через Сбербанк, заплатив при этом банку 3% в качестве комиссионного сбора (это вызывало возмущение родителей).

Окончание следует