Чем нынче директор отличается от учителя? Думаю, прежде всего руководитель такого уровня должен обладать государственным мышлением, горизонт директора, занимающего этот пост, должен быть значительно шире учительского. Если у учителя все это есть - он имеет реальную перспективу стать директором. В теперешних очень жестких для школы условиях от ее руководителя требуется умение быть деловым лидером. Он ведь должен в первую очередь удерживать педагогический коллектив. Это очень трудная и многоаспектная задача: и психологическая, и экономическая. Ведь многих учителей в школе удерживает сегодня не заработок, а любовь к профессии. Поэтому, мне кажется, управление должно быть вдохновляющим, чтобы человеку не хотелось уходить из этого коллектива. Ребята нынче пошли сложные, талантливые, прагматичные, рациональные. И учитель должен им соответствовать. Собрать таких педагогов, удержать их в школе - задача для директора, которую он должен решать, иначе его школа не сможет дать детям высококачественное образование. Очень важно, в какой коллектив придет выпускник педвуза. Если это коллектив одержимых, талантливых, ищущих людей, он там останется. Если этого не произойдет, дефицит кадров станет настоящей бедой. Поэтому директор должен прежде всего заботиться о создании такого творческого коллектива. Понятно, что времена меняются, но ведь и директор тоже должен меняться, учиться, быть грамотным во все времена. Некоторые мои коллеги считают, что опыт может заменить управленческие знания. Это вовсе не так. Как-то мне попало высказывание российского министра народного просвещения, сделанное им в 1863 году: «Главный недуг нашего общества заключается в недостатке знания, а в последнее время... не менее гибельным становится полузнание со всеми неизбежными своими спутниками: самонадеянностью, заносчивостью, неосновательностью и, вместе с тем, резкостью суждений, неуважением к науке, непризнанием фактов...». Эти слова словно бы адресованы нынешним директорам как предостережение! Страшно, если директор всего этого не понимает. А если понимает, то будет корректен, уважителен, настроен на творческую деятельность и приобретение знаний. Есть требования времени, прогресса, и руководитель должен понимать, какие коррективы в учебный процесс нужно вносить. Понятно, что здоровье детей становится год от года хуже, значит, директор должен помочь учителям применять такие технологии, которые могут это здоровье поддержать и во всяком случае не ухудшить.

В этом году 250 из 2000 учеников нашей школы стали победителями на олимпиадах и в соревнованиях разного уровня. Я воспринимаю это как свой личный успех, потому что мне посчастливилось руководить школой, где работают эти педагоги и где учатся эти дети.

Вот это и составляет суть работы директора любой школы - сделать так, чтобы питомцы школы составляли славу страны.

Мария КОМЛЕВА, директор московской школы №199