Сколько?
Чем больше школа, чем эффективнее расходование средств, тем выше в целом заработная плата. В средней школе №14 учатся 480 человек, по два класса в параллели. В конце 2011 года зарплата педагогов приблизилась к 30 тысячам рублей. В более крупной школе №68 динамика выглядела так: первый квартал прошлого года - в среднем около 20 тысяч рублей, в сентябре - уже 26 тысяч рублей, в декабре - больше 30 тысяч. Менее всего выросла заработная плата в небольших школах, где низкая наполняемость классов. Зато в крупных учреждениях с высокими нагрузками и на учителей, и на учеников - процветание. Гимназия №120 (870 учеников, повышенный статус учреждения) выдает цифры еще более привлекательные: в ноябре и декабре 2011-го заработок педагогов составил около 37 тысяч рублей.
Речь идет о средних показателях. Если посмотреть на конкретные бухгалтерские квиточки, можно наблюдать разницу в 2-3 раза. В той же 120-й гимназии есть учителя с небольшой нагрузкой и без дополнительных обязанностей, их заработок 22 тысячи. Те же педагоги, которые успешно участвуют в олимпиадном движении и подготовленные ими дети показывают «победительные» результаты, активно организовывают различные внутришкольные мероприятия, ведут методическую деятельность, расписывались в ведомостях за 60 тысяч и больше. Директор гимназии Галина Григорьевна Босташвили комментирует ситуацию: «Да, разница в заработке отдельных педагогов стала заметнее, чем раньше. Связь между количеством-качеством труда и величиной материального поощрения очевидна. Кто хочет и умеет трудиться, тот и получает соответственно. Я всегда говорила, что и в школе можно заработать».

Откуда?
Основной источник повышения - стимулирующий фонд. В каждой школе он разный и до сих пор колеблется. Районные бухгалтерии заверяют, что с нового года размер стимулирующей части будет фиксированный, не жесткий, но достаточно стабильный. Тогда образовательные учреждения смогут планировать его распределение заранее. Пока же все происходит спонтанно, по факту: получили, посчитали, разделили.
 Для распределения средств стимулирующей части в учебных заведениях созданы комиссии. Они могут быть достаточно большими, включать до 10 человек: завучи, руководители кафедр и методобъединений, представители профкома и даже учителя-наблюдатели. Директор обычно возглавляет комиссию. «Я собираю данные, сколько баллов в текущем месяце получил каждый педагог, эти подсчеты проводят члены комиссии, - рассказывает о механизме распределения денег директор школы №68 Елена Николаевна Рогова. - Затем величина стимулирующего фонда делится на общее количество баллов, так мы высчитываем стоимость одного балла. И затем умножаем ее на то, что наработал каждый учитель».
Для поощрения активных и лучших используется и специальная часть (30 %) основного фонда заработной платы. Это те средства, которые оплачивают классное руководство, ведение кабинетов, деятельность методических объединений, работу с одаренными детьми. Школа №68 - с углубленным изучением отдельных предметов, преимущественно математической направленности. Политика образовательного учреждения следующая: не слишком большие учебные нагрузки ради повышения качества и успеваемости и, для того чтобы оставались силы, кураж на научно-исследовательскую, методическую деятельность. Школа сотрудничает с Томским университетом, многие педагоги занимаются дистанционным образованием, это также финансово оценивается и поощряется.  
Теперь школы имеют возможность самостоятельно снимать некоторые социальные напряжения. В средней школе №14 у учителей начальных классов увеличение зарплаты в процентном отношении оказалось самым высоким, примерно 32%. Не секрет, что до сих пор начальная школа из-за низкой почасовой нагрузки отставала в заработке от основной (хотя личностное и профессиональное вложение там отнюдь не ниже, чем у узких предметников, если не выше). Поэтому коллективы некоторых учебных заведений приняли решение о дополнительном поощрении данной категории, повысив стоимость ученико-часа в начальном звене. Директор школы Александр Федорович Стариков убежден, что есть еще одна категория, к которой нужен особый подход, - это молодые педагоги. Они еще не имеют профессиональных побед и могут разочароваться в выбранном пути после нескольких зарплат, если им не давать надбавки из стимулирующего фонда. «Это своеобразный аванс, иначе молодых в образовании не удержать».
 
А результат?
Кроме того что в отношении денег всегда верна связка «чем больше, тем лучше», пожалуй, самый значимый результат увеличения зарплаты связан с повышением престижа учительской профессии. Благосостояние педагогов растет, у них появляется возможность интересно проводить отпуск, приобретать качественные вещи, решать с помощью ипотеки квартирный вопрос. Сегодня в екатеринбургских школах практически отсутствуют вакансии, с улицы в них не попасть. Профессия «учитель» начинает звучать все более гордо.