Прежде всего я поняла, кто самый главный в современной сельской школе после, разумеется, ученика. То, что Хлевенский лицей - школа современная, понятно сразу: состоящее из двух корпусов большое, разноэтажное здание (одна часть постройки 1977 года, а вторая, соединенная с ней, - 2000-го) принимает сейчас около 600 учеников, хотя рассчитано на тысячу, внешне выглядит, как городская школа. Так как лицей школа базовая, у него есть еще четыре филиала, расположенных в соседних с Хлевным селах. Считая ребят, которые учатся там, всего в лицее 911 учащихся. Кстати, в самом райцентре шесть с небольшим тысяч жителей.
В старом здании школы, которого сейчас уже нет, в годы Великой Отечественной на одном этаже располагался госпиталь, а на другом, совсем как в мирное время, шли уроки. Мальчишки и девчонки стирали бинты, писали письма раненым, читали стихи, а потом бежали на русский и математику... Обо всем этом сегодня с гордостью рассказывают юные экскурсоводы двух лицейских музеев - краеведческого и боевой славы. Оба музея создавали сами ученики вместе со своими учителями - Иваном Петровичем Свиридовым и Анатолием Александровичем Ермаковым. Экспонаты собирали во время походов по местам сражений - в самом Хлевном немецко-фашистских захватчиков не было, но линия фронта проходила недалеко. После победы, когда фронтовики вернулись домой, в селе проживали более 700 участников войны, а трем землякам было присвоено звание Героя Советского Союза. «Гордость музея, - говорит его сегодняшний руководитель, учитель истории Татьяна Александровна Павлова, - это правительственная телеграмма, присланная на адрес школы в апреле 1944 года и подписанная Сталиным. В ней слова благодарности за 10 тысяч рублей, собранных односельчанами и переданных на строительство эскадрильи боевых самолетов имени   Героя Советского Союза Водопьянова».
Историей своего села современные мальчишки гордятся, и, как рассказал девятиклассник Александр Павленко, еще не все тайны раскрыты.
В краеведческом музее я тоже узнала немало интересного. Его руководитель Надежда Семеновна Копенкина показала нам полотенце, которое невеста вышила и отдала жениху вместе с куском мыла, когда провожала суженого на войну - Первую мировую. Солдат провоевал с 1914 по 1918 год, остался живым, пришел домой, женился, а в
41-м опять ушел на фронт. И снова жена дала ему то самое полотенце. Вторая война закончилась, и мужчина во второй раз вернулся домой живой и невредимый, а полотенце стали считать семейным оберегом и потом передали школьному музею.
Другая история связана с послевоенной фотографией. В годы Великой Отечественной в Хлевном было очень много бедных, и райисполком решил кормить детей в школе, потому что не все они могли позавтракать дома. Кулеш для школьников взялась готовить Клавдия Ивановна Журавлева, причем всегда старалась сварить так, чтобы было покруче, ведь дети заворачивали эту кашу в чистую тряпочку или в бумажку и несли домой - разделить с младшими братьями и сестрами.
В школе организовано научное общество учащихся, ребята делают исследовательские проекты, выступают с ними на конференциях, куда приезжают школьники не только из Хлевенского, но и из соседних районов, а также из Ельца и Липецка. По словам директора лицея Сергея Александровича Пожидаева, в прошлом выпускника этой школы, одна из главных задач, которую ставят перед собой педагоги, - давать сельским школьникам образование более высокого качества, чем обычная сельская школа.
Лицей дважды становился победителем нацпроекта «Образование» - в 2006 и 2008 годах, причем во второй раз в дополнение к федеральному миллионному гранту получили еще миллион рублей от областного бюджета. Обновили учебные кабинеты, купили современное оборудование, а в 2009-м на развитие лицея было дополнительно направлено еще полтора миллиона. Сейчас в здании два спортивных зала и два актовых, большая современная столовая с пищеблоком, хореографический зал, есть мастерские (лицей готовит водителей категории В, и многие ученики по окончании школы получают водительские права).
Рассказывает Наталья Валерьевна Полякова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- Мы стараемся постоянно находиться в режиме развития - одна программа заканчивается, мы принимаем другую, и так постоянно начиная примерно с 2000 года. А в 2006 году нами был получен статус лицея. Поступить к нам может каждый, мы берем всех без отбора. Но дети вместе с родителями могут выбрать профиль. Перед поступлением в первый класс мы ведем подготовку, причем никакой платы!
К педагогу-психологу Ирине Владимировне Мерзликиной мы зашли вместе с директором лицея и как раз застали момент общения с будущим первоклассником. Мальчик называл множественное число предлагаемых существительных: «Лампа - лампы, окно - окна, стул - стулы» (это мы вошли, и бедный ребенок застеснялся и смутился). Но приободренный психологом, мамой, которая сидела тут же рядом на стульчике, и нами, вспомнил, что правильно будет все-таки «стулья», и продолжил: «Город - города, ухо - ухи!..» Мы, сдерживая смех, поспешили из кабинета, пожелав ребенку и его маме успехов.
Помните, вначале я говорила, что поняла, кто главный в современной сельской школе сразу после ученика? Учителя - да, бесспорно, но не стоит забывать и о психологах, которым сегодня не всегда находится место и зарплата даже в крупных городских школах. Как говорит Сергей Александрович, если хотим получать результат на выходе, начинать надо с начальной школы. В лицее педагог-психолог работает с дошколятами по субботам, проводит диагностику, тестирует ребят и в итоге дает рекомендации родителям, в какой класс идти и по какой программе заниматься. Обычно комплектуются три первых класса в основном здании и четыре в филиалах. Родители могут выбирать из нескольких программ: развивающее обучение Занкова, программа «Гармония», начальная школа ХХI века или обычная традиционная программа - в любом случае это будет обучение по ФГОС нового поколения. В лицее работу по новым стандартам начали еще в 2010 году в режиме эксперимента и теперь продолжают. Здесь очень много кружков и секций дополнительного образования, рядом с лицеем здание районной школы искусств, районного центра культуры, досуга и творчества молодежи, а еще по соседству расположен бассейн, куда дети ходят на уроки плавания. В лицее ежегодно проводятся Малые олимпийские игры, в которых участвуют все с первого по одиннадцатый класс. В областном конкурсе на лучший попечительский совет лицей занял третье место.
В четвертом классе педагог-психолог проводит очередную диагностику предпочтений и склонностей детей и на родительском собрании объясняет, что нужно выбирать профиль с пятого класса - в лицее ранняя профилизация. Чаще всего комплектуются два профильных класса и один общеобразовательный. Параллельно начиная со второго класса родители могут выбрать для своих детей углубленное изучение английского языка. Сейчас по такой программе идут четыре класса - 2-й «В», 4-й «А», 5-й «А» и 7-й «А». В начальной школе это один дополнительный час иностранного в неделю, с пятого класса - на два часа больше, чем обычно, а в восьмом добавляется второй язык. Также в восьмом вводится углубленное изучение математики, физики, химии и биологии - по выбору учеников. Снова психолог диагностирует ребят, советуется с учителями, разговаривает с родителями. Например, сейчас в параллели два физико-математических класса, но только несколько человек выбрали углубленное изучение математики. Для них дополнительно организован элективный курс математики на два часа в неделю.
В десятом ученики снова выбирают профили. Из девятых почти половина уходит в техникумы и ПТУ - в Хлевном есть свое училище и агротехникум в соседнем селе Конь-Колодезь. А в лицей, в десятый класс, приходят ребята из других сел, где в школах нет третьей ступени обучения. Профиль, выбранный в десятом, сохраняется и в одиннадцатом классе. В прошлом году, например, лицей выпустил физико-математический и социально-гуманитарный классы. Правда, в физмате была группа, которая углубленно изучала химию и биологию. В итоге в медицинские вузы на бюджет поступили 8 человек - двое в медицинский институт в Москву, а шестеро в Воронеж. Причем один из поступивших в московский вуз - победитель областной и призер всероссийской олимпиады по биологии Дмитрий Кадацкий. Вот такие у лицея выпускники!   
Комментарий

Галина Васильевна ПОЖИДАЕВА, начальник отдела образования Хлевенского района, Липецкая область:

- Всего в нашем районе семь школ, из них две базовые, имеющие филиалы, это лицей и средняя школа в селе Дмитряшевка. Углубленное изучение предметов в школах района практикуется уже давно, наиболее сложный физико-математический профиль особенно хорошо преподается в лицее, у них очень хорошие результаты, традиционно высокий уровень подготовленности учителей. Если говорить о профилях, то в целом по школам они приближены к сельской местности, половина школ имеют агротехнологический профиль, в рамках которого преподаются агротехнические дисциплины - биология, химия, экология. Еще ребята изучают трактор и получают удостоверение тракториста-машиниста.
В декабре 2011 года наш лицей получил областной грант в рамках программы модернизации образования, причем грант был именно за высокое качество образования. Лицей получил 1 миллион 950 тысяч рублей, а школа в селе Дмитряшевка - 500 тысяч, что, конечно, тоже очень приятно. Средняя заработная плата учителя в лицее после повышения составляет 18400 рублей.
Наши надежды и ближайшие планы связаны с изменениями, запланированными в районе на сентябрь этого года. Мы начинаем введение дистанционного образования и подключение в районе высокоскоростного Интернета. У нас во всех школах подключение к Интернету есть, но скорость не очень высокая, и это проблема, из-за которой мы не имеем возможности участвовать во всех проектах и программах, в каких хотелось бы. Теперь планируются замена всех телефонных линий и установка современного оборудования.

Липецкая область