Ольга ПРОШУНИНА, учитель русского языка и литературы, заместитель директора школы №65, Воронеж:
- Списки можно составить любые - будут ли дети читать эти книги? К сожалению, сегодня в редких семьях прививают детям любовь к чтению. У нас в программе есть обязательный минимум, книги, которые должен прочитать каждый школьник, но ребята этого не делают. В последнее время появились сокращенные варианты, но даже их пролистывают - в памяти не остается ни имен главных героев, ни фамилий авторов.

Маргарита ЛИХАЧЕВА, преподаватель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:
- Я согласна с тем, что список из лучших произведений отечественной литературы должен существовать. Только читать надо, может быть, даже не то, что сейчас включено во многие программы и учебники. Начинать нужно с древнерусской литературы. Именно оттуда наши корни, именно благодаря таким литературным памятникам мы можем понять самих себя, осознать свой национальный характер. Что касается произведений современных авторов, здесь не может быть общего подхода и единого списка, это дело вкуса.

Елена САВЕЛЬЕВА, парикмахер, мама пятиклассницы, Санкт-Петербург:
- Вообще-то нам каждое лето дают список книг, которые детям нужно прочесть за каникулы. Не все, конечно, успеваем, но половину одолеваем точно. Мне кажется, формировать список из ста книг  все равно что изобретать велосипед. Он и так сформирован. Другое дело - увлечь ребенка чтением.

Татьяна САВЕНКОВА, учитель литературы лингвистической гимназии №53, Нижний Новгород:
-  Список из ста книг составить нетрудно. К этому можно привлечь не только известных словесников, но и деятелей науки, культуры. Но если список будет носить рекомендательный характер, ничего радикально не изменится. Даже если обязательный - боюсь, изменится мало что. Выйдут сборники кратких и подробных пересказов классики, кто-то наживется на их продаже. А культурный уровень нации останется на том же плачевно низком уровне. Дети как не читают, так и не будут читать. Одним списком ситуацию, на мой взгляд, не поправить. Нужна продуманная государственная политика в области просвещения.

Людмила КАДОЧНИКОВА, журналист, мама двоих школьников, Екатеринбург:
- Я считаю себя культурным человеком и убеждена, что некий канон, некий обязательный минимум существует, его и утверждать не надо. Но сейчас, когда утрачена связь поколений, возможно, и требуются «административные меры» по усилению «культурности» населения. Но вот кто это должен делать? Вряд ли политики. Это прерогатива тех людей, которых можно считать совестью нации, высшими культурными авторитетами, свободными от политических «привязок».