- Тийна, XV Таллинский кинофестиваль «Темные ночи» вошел в программу «Таллин - культурная столица Европы-2011», что, безусловно, очень престижно и ответственно. Поделитесь секретом, как вам удается делать зрительский фестиваль, в то время как на других кинофорумах количество посетителей неуклонно падает и они понемногу превращаются в киносмотры для критиков и журналистов?
- В какой-то мере успех в том, что мы не боремся за премьеры кинорынка и не пытаемся соревноваться с тройкой лидеров - Берлинским кинофестивалем, Венецианским и Каннами, которые гонятся за самыми громкими премьерами сезона. Брать в конкурсную программу фильм только из-за того, что это премьера, недальновидно, он может быть и не сильным вовсе. Я не хочу обманывать наших зрителей. Поэтому мы подбираем фильмы с изюминкой. Они напоминают картины импрессионистов, в которых есть широкие яркие мазки и разные точки зрения, но в конечном итоге получается целостная картина. К сожалению, многие кинофестивали сегодня не достаточно сильно оценивают роль команды. С тех пор как вставал на ноги и развивался наш кинофестиваль, мы тоже постоянно росли и совершенствовались в его организации. Ключевое слово для меня - команда. За 15 лет работы «Темных ночей» люди в коллективе менялись, но сейчас выработана достаточно слаженная система. Каждый сотрудник в коллективе уникален тем, что имеет точное описание своей задачи и роли в кинофоруме. К слову, многие молодые люди специально берут отпуска на своей основной работе в период фестиваля, чтобы поработать у нас волонтерами. Во время XV фестиваля работали около 400 человек, из них более 320 - добровольцы.
- Начинали-то вы 15 лет назад, причем в очень трудное для Эстонии время, когда кино было в большом упадке. С какими сложностями вам довелось столкнуться в начале пути?
- Сложностей было очень много. Когда мы только начинали делать кинофорум «Темные ночи», в Эстонии практически не было никакой фестивальной традиции. Условия, инфраструктура для проведения кинофестиваля на мизерном эстонском рынке тоже отсутствовали. Мы шли против течения. Зрители с самого начала были с нами, но высшие инстанции, чиновники в нас не верили. Это было горячее время: кино финансировалось из Москвы. Когда наша страна наконец получила свой бюджет, многие воспринимали его как внезапно свалившийся подарок откуда-то. Никто не знал, что с этим подарком делать. Говорили даже такие странные вещи: «Зачем нам кинотеатры вообще? Можно сесть на самолет до Парижа и там посмотреть фильмы». Или: «Зачем нам эстонское кино, если оно не может быть на таком же высоком уровне, как в Голливуде?» Нам все время нужно было оправдывать свое существование здесь, хотя за границей мы были позитивно восприняты. Я знаю людей, которые долго ждали этот кинофестиваль. В довольно суровую пору, когда закрывались многие кинотеатры, наш кинофестиваль посетили 6 тысяч зрителей, что стало очень высоким показателем. Тогда и открылись для нас новые фильмы, возможности и предложения.
- Что изменилось с тех пор и какой прогресс наблюдается? Какие задачи ставите на следующий год?
- Спустя почти 15 лет люди начали говорить, что фестиваль «Темные ночи» в Таллине - это не только культурное мероприятие, но и кинобизнес, способ поддерживать экономику страны и привлекать множество туристов со всего мира. В высших кругах нам больше не нужно оправдываться и самоутверждаться. Зрительская аудитория все время растет. В 2011 году к нам пришли уже более 70 тыс. любителей кино. Учитывая, что говорили иностранные гости фестиваля о жизнеспособности культуры Эстонии, вполне вероятно, что новые рекорды посещаемости уже не за горами за счет жителей соседних и дальних стран. Делать международный фестиваль такого уровня при минимуме финансовых средств - это уже искусство само по себе. Мы по-прежнему не знаем, какой у нас образуется финансовый бюджет на проведение следующего фестиваля. И каждый год «Темные ночи» мы вынуждены начинать с нуля.
- В общей сложности кинофестиваль «Темные ночи» в этот раз представил на суд публики 260 полнометражных картин. Это больше, чем обычно представляют кинотеатры в течение всего года. По какому принципу вы отбираете фильмы?
- Мы стараемся охватить широкий спектр кинопроизводства. В основную программу входит около 220 фильмов из 70 стран: анимационные фильмы, детские и юношеские, а также студенческие, игровые и документальные киноленты. Программа очень насыщенная. К нынешнему смотру на эстонский язык было переведено 75 фильмов, на русский - 39 картин. Мы много работаем с маленькими странами, стараемся помочь им выйти на киноарену. Программа «Baltic Event» - это известный рынок, на котором демонстрируются новейшие художественные фильмы из стран Балтии, а также рынок совместного производства, открытый для проектов из стран Балтии, Центральной и Восточной Европы, России и Скандинавии. В 2011 году в рамках Animated Dreams были запущены новая сетевая платформа и учебный курс для молодых режиссеров, работающих в анимации «AnimaCampus Tallinn», который предоставляет возможность учиться у мэтров анимации.
- Слышал, что у вас как-то была проблема заполучить французские и британские фильмы в конкурс. Как сейчас решается этот вопрос?
- На самом деле особых проблем не было. Может быть, это был какой-то временный вопрос, связанный с авторскими правами на конкретный фильм... Это специфические юридические аспекты, которые не связаны напрямую с киноиндустрией. Например, фильм продан, но договор еще не заключен.
- Установлено, что если посмотреть все фильмы фестиваля без перерыва, то это займет примерно 45 суток. Участвуете ли вы в отборе? И где вы берете столько свободного времени?
- Сейчас сформировалась настолько хорошая команда людей, которых я научила смотреть, оценивать и систематизировать фильмы конкурсной программы, что могу теперь больше этого не делать сама. В прошлом году я впервые не отсматривала все предложенные на конкурс 1000 фильмов. Но конечно, я сама принимаю последние, самые важные решения. Скауты из других стран постоянно мониторят для нас информацию о том, что интересного у них происходит.
- Фестиваль «Темные ночи» больше ориентирован на страны Балтии или все-таки на первом месте международные амбиции?
- Признаться, когда я только создавала это фестиваль, я мечтала, чтобы это было очень либеральное место для абсолютно всех людей вне зависимости от страны их проживания, политических взглядов, веры и социального статуса. Это помогает культурному обмену, обмену идеями: люди встречаются здесь, рождаются новые совместные проекты. Мы не делаем никакой разницы - знаменитости перед нами или простые люди. Я не жажду привозить сюда только мировых звезд. Конечно, было бы хорошо, если бы они блистали на красной ковровой дорожке, но я не собираюсь платить им заоблачные гонорары, которые они обычно за это требуют.
- Кстати, у фильма Ларса фон Триера «Меланхолия» на последнем кинофестивале было больше всего номинаций в категории «Лучший европейский фильм», но режиссер не получил ни одного приза и к вам в Таллин так и не прибыл. Неужели он до сих пор не смог побороть свой страх летать на самолете и ездить на поезде?
- Я ему предлагала машину, но он все равно не приехал. Ларс фон Триер - это Ларс фон Триер. Он будет участвовать только в Каннах и больше ни на каком другом кинофестивале.
- Впервые в рамках кинофестиваля «Темные ночи» прошел форум для профессионалов киноиндустрии Industry Days, где акулы мира кино из Европы и Азии обсудили возможности экспорта кинопроизводства. Любопытно узнать, какая ситуация сейчас происходит на рынке эстонского кино?
- Сейчас мы наблюдаем большой прогресс - появилась киношкола, построенная по модели ВГИКа, и наше кинопроизводство хотя не поражает обилием фильмов, но все же бурно развивается, у него большой потенциал в лице молодых талантливых режиссеров. Лучшей эстонской лентой была признана драма Катрин Лаури «Дочь кладбищенского сторожа». По сравнению с Латвией и Литвой у нас довольно неплохая ситуация, кино живет активной жизнью. Хотя в последнее время Литва стала очень много внимания уделять культурной политике и кино в частности. Лучшими фильмами стран Балтии были признаны лента «33 животных Санта-Клауса» (Латвия) и документальный фильм «Barzakh» (Литва). Самый главный вопрос эстонской киноиндустрии - игровое кино. Денег, которые у нас есть, зачастую не хватает даже на достойные проекты совместного производства. Мы производим в основном малобюджетные фильмы. В один год выходит 6-7 фильмов, в следующем может быть всего 3. Никто не знает, сколько точно будет еще.
- К сожалению, в России сейчас практически не снимают детские аннимационные фильмы. Местные жители рассказывали мне про собачку Лотто - одну из самых популярных в Эстонии героинь мультфильмов, причем не только среди детей, но и взрослых.
- Сняли уже третий сезон полнометражного мультфильма про Лотто. Персонаж очень забавный, добрый и оптимистичный. В деревне Самоделкино живет маленькая собачка Лотто и ее веселые друзья. Дети не могут оторваться от экрана, с большим удовольствием следят за волшебными приключениями Лотто. На мой вкус, это идеальный пример детского кино. У нас в стране по-прежнему делается очень качественное анимационное кино, планка не опускается.
- Не так давно вы начали работать в новом направлении - уделять внимание проблеме людей с ограниченными возможностями. Вы могли бы подробнее рассказать об этом?
- Наш фестиваль уже может влиять на какие-то серьезные проблемы и явления в современном обществе. Очень важная тема - люди с ограниченными возможностями. Мы приглашаем их помогать нам делать фестиваль или наслаждаться кино на специальных кинопоказах. Это делает общество гораздо более толерантным. Не стоит забывать, что это внезапная граница: сегодня ты здоровый и сильный, а завтра можешь оказаться по ту сторону линии.