Молтенской отметил, что в 2003 г. объем призыва офицеров запаса по сравнению с 1999 г. увеличился почти в 5 раз. «Можно сказать, что выпускники гражданских вузов, окончившие военные кафедры, сейчас являются одним из основных источников пополнения младшего офицерского состава для Сухопутных войск», - подчеркнул генерал.

И тем не менее Минобороны, реформируя систему военного образования, намечает сокращение военных кафедр гражданских вузов. Предполагается, что останутся лишь выпускающие хороших офицеров, способных командовать солдатами и управлять подразделениями в бою.

Изменения коснутся также программ обучения на военных кафедрах гражданских вузов. Как заявил замглавкома Сухопутных войск Владимир Молтенской, с 2004 г. военное ведомство собирается адаптировать практику и методику военно-профессиональной подготовки офицеров запаса для Сухопутных войск на военных кафедрах вузов к условиям преподавания в военных учебных заведениях Минобороны. Для этой цели будут изменены учебные программы подготовки офицеров запаса по соответствующим военно-учетным специальностям. Как пояснил генерал, мотивировано это тем, что во многих гражданских вузах «десятилетиями не обновлялись программы командирской подготовки». Теперь этот пробел военные обещают устранить.

По результатам учебно-методического сбора руководителей и организаторов военных кафедр при гражданских вузах, которые недавно прошли в Казани, планируется до конца 2004 г. сократить на 30% военные кафедры при вузах, которые готовят офицеров запаса для Сухопутных войск. «Сейчас мы проводим тщательный анализ этих кафедр», - заявил Владимир Молтенской. Значительно будут сокращены военные кафедры, находящиеся на территории Северо-Кавказского и Приволжско-Уральского военных округов, а также в других регионах. В первую очередь - те, где не обеспечивается требуемый уровень профессиональной подготовки офицеров запаса, а также там, где слабая учебно-материальная база, которая деградировала в последние десятилетия.

Замглавкома подчеркнул, что сейчас на должном уровне укомплектованы лишь военные кафедры, находящиеся на территориях Дальневосточного и Московского военных округов. В других регионах военные кафедры обеспечены оборудованием значительно хуже. В ближайшее время, по решению главкома Сухопутных войск, в вузы, где есть военные кафедры, будут направлены типовые перечни объектов вооружения и техники, которые необходимы для военных кафедр.

Изменения на военных кафедрах происходят в рамках поставленной министром обороны Сергеем Ивановым задачи привести уровень военного образования в соответствие с гражданским. Если до сих пор военные вузы стояли несколько особняком, то теперь их хотят поставить «в общий строй», в частности, для того, чтобы получить госзаказ на подготовку профильных специалистов. Правда, вместе с приведением к необходимому уровню военных институтов, которые готовят лейтенантов, военные кафедры при гражданских вузах, как считают в Минобороны, должны быть «минимизированы», потому что пополнять армию офицерами должны именно военные учебные заведения.

Как показала проверка военных кафедр, в большинстве вузов Урала и Сибири они работают плохо, слабо подготовлены преподаватели. Большинство кафедр и вовсе работают вхолостую: офицеры, окончившие их, вообще не идут служить в армию. Такие кафедры, по мнению Минобороны, нужно расформировать. Ожидается, что уже в июне в Минобразование и Минобороны поступят предложения: сколько кафедр оставить, а сколько закрыть. Это можно будет считать первым шагом к началу сокращения военных кафедр в гражданских вузах.

Правда, к моменту подготовки этого материала в Приволжско-Уральский военный округ еще не поступило распоряжение относительно сокращения военных кафедр в гражданских вузах. По мнению специалистов, для реализации этого плана потребуется не менее трех лет - до завершения обучения уже набранных на кафедру студентов. К примеру, в 2001 г. было принято решение о сокращении военной кафедры в Уральском государственном педагогическом университете, а процесс ликвидации завершится лишь в этом году. Ныне военные кафедры работают в шести екатеринбургских вузах. Ежегодно они выпускают от 1 до 2 тысяч офицеров запаса.

Кафедрам, «выжившим» после первой волны сокращений, чтобы в дальнейшем избежать закрытия, придется изменить программу подготовки офицеров. В первую очередь Минобороны не устраивает, что офицеров из гражданских вузов обычно необходимо на 6-8 месяцев отправлять на доподготовку в военные учебные центры. Объясняется это тем, что профильную специальность будущие лейтенанты изучают в полном объеме, а на общевойсковую подготовку на военных кафедрах внимания практически не обращают. Но тратиться на дополнительное обучение офицеров руководство Минобороны больше не хочет. Это приведет к тому, что специальных предметов станет меньше, что военное ведомство не пугает. Как считает тот же генерал Молтенской, офицер в первую очередь должен уметь командовать солдатами, а также бегать, прыгать и стрелять. Если военная кафедра сможет добиться, чтобы их выпускники могли прямиком отправляться в армию, ее не закроют.

Перемены коснутся всех вузов без исключения. Хотя ректоры многих столичных университетов и академий уже заявили, что ничего менять не хотят. Но под угрозой закрытия военных кафедр им все же придется пересматривать подходы. К примеру, на военной кафедре МГУ в текущем учебном году в программу кафедры уже внесены некоторые изменения, не носящие, однако, принципиального характера. Там пока не идет речи о сближении программ подготовки офицеров запаса с программами вузов.

Подверглась изменениям и программа военной подготовки Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. В других вузах таких изменений не произошло. В МГУ записаться на военную кафедру по-прежнему может любой второкурсник, а в Высшей школе экономики, например, единственным, но всегда существовавшим ограничением по приему будущих офицеров запаса являются показатели их успеваемости.

Впрочем, в сфере образования придерживаются мнения, что согласно пункту 13 статьи 6 Закона «Об обороне» принимать решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования уполномочено только правительство России.

Кстати, как мы уже сообщали, проблемы правового регулирования и реформирования российского военного образования, его достоинства и недостатки стали темой двухдневной конференции в Совете Федерации. Открывая конференцию, председатель Комитета верхней палаты Федерального Собрания по обороне и безопасности Виктор Озеров проиллюстрировал эти проблемы цифрами: до 30% молодых офицеров в первый год после окончания военно-учебных заведений покидают ряды Вооруженных Сил. Только на этом основании, заявил он, Счетная палата РФ определила финансовые потери государства в размере 16 млрд. рублей.

Озеров сообщил, что существуют три подхода к решению проблем организации военного образования - радикальный, умеренный и компромиссный. Первый предполагает передачу военного образования в ведение общегражданских учебных заведений. Второй - общее сокращение количества военных вузов до трех для каждого из видов Вооруженных Сил. И в качестве компромисса предлагается строить новую систему военного образования на базе уже существующей в Минобороны при существенном сокращении числа учебных заведений других ведомств. Но, как заметил он, законодатели полагают, что не следует торопиться с реформированием и окончательно разрушать наработанное. По его словам, требуется обобщить и проанализировать накопленный военным образованием опыт, отработать методику определения кадрового заказа и предъявляемых к выпускникам квалификационных требований. «Важно определиться с содержанием и сроками обучения будущих офицеров и уже затем на этой основе принимать решение законодателям».

Комитет Совета Федерации считает, подчеркнул его председатель, что целесообразно было бы создать при Министерстве науки и образования управление военного образования, ввести перечень военных специальностей, установить профессорско-преподавательскому составу адекватную заработную плату, увеличить возрастной порог или даже отказаться от его ограничений при заключении трудовых соглашений с преподавателями военных учебных заведений, которые имеют научные степени и звания.

Как видим, пока разброс взглядов на пути подготовки офицерских кадров весьма значителен. Очень хотелось бы, чтобы общую платформу и стратегию реформирования военного образования вырабатывали не методом «компромисса» мнений, а адекватно реальным потребностям, уровню сегодняшних и перспективных угроз национальной безопасности России.