Равнение на девчат

- Взвод, равняйсь, смирно, равнение на знамя...

- Здравствуйте, кадеты, - приветствует учащихся школы директор Евгений Выборнов. И после традиционного приветствия продолжает. - На основании результатов школьной четверти приказываю наградить нагрудной лентой «За знания и прилежание» следующих учащихся: Музифарову Эльнару - 3-Б взвод, Крашенинникова Владимира - 7-А взвод. Названным кадетам выйти из строя...

Отличникам учебы вручаются алые ленточки и звездочки, с помощью которых знаки отличия крепятся к форменной одежде кадета.

Звучит Гимн России. Юные кадеты стоят по стойке «смирно». Торжественность ритуала выдерживается даже в самый обычный, ничем не примечательный будничный день. Так начинается очередной школьный день.

История школы похожа на добрую сказку. В отдаленной части города в Железнодорожном районе стояла школа. Когда-то ей было отдано нетиповое здание бывшего заводоуправления. Ничем та школа от других не отличалась, популярностью в округе, а тем паче в городе не пользовалась и потихоньку, как говорят здесь, «хирела». Но пришел талантливый директор, «заразился» идеей создать школу, которая не имела бы аналогов, привел с собой команду единомышленников и предложил городскому управлению образования кардинально изменить профиль вверенного ему учебного заведения. Благо, в образовательном пространстве России все активнее шло обновление содержания образования, все больше стало появляться школ профессиональной направленности.

Инициативу поддержали, и в 1999 г. городское управление образования и спасатели Пензенской области создали кадетскую школу, принимающую на учебу ребят с 1-го по 10-й класс, в которой наряду с общеобразовательной программой они получают специализированные знания и навыки.

- И ребятишки потянулись на край города, со всех микрорайонов - больше 400 человек. Много желающих учиться в этой школе. Приходят мальчишки, что очень важно, из группы риска. Они тут целыми днями находятся, для них дисциплина очень даже полезна, - рассказывает замминистра образования и науки Пензенской области Светлана Кудинова.

Евгений Владимирович обращает наше внимание еще на один важный момент:

- У нас треть девочек, но с каждым годом их становится все больше. Они более подвержены фактору риска, и родители, исходя из той криминогенной ситуации в обществе, которая сложилась в последнее время, за них очень волнуются. Девочка-кадет проходит у нас отличную подготовку, такую же, как и мальчишка. Капитанами команд зачастую становятся девушки.

Школа безопасности

Пока мы разговаривали, прозвенел звонок, возвещающий о начале занятий. Во дворе школы, несмотря на довольно прохладную погоду, шли уроки прикладной физической подготовки. Наряду с двумя уроками физической культуры по обычной программе в школе введен и третий, специализированный. Его отличие от обычного урока физкультуры заключается в том, что проводится он на открытом воздухе, за исключением, конечно же, уж очень плохой погоды - дождя, сильных морозов, метели.

Это способствует закаливанию организма, развивает физическую выносливость у детей, укрепляет костно-мышечный аппарат. А кроме того, кадеты, особенно старших классов, получают профильную подготовку, необходимую будущему спасателю. Впрочем, не помешала бы она каждому из нас. Ведь природные и техногенные катаклизмы, к сожалению, все чаще заявляют о себе...

В 10-м классе тема урока «Движение по пересеченной местности с отягощением». Ведет его учитель высшей категории Андрей Дегтярев. После построения и расчета начинается интенсивная физическая разминка, чтобы подготовить организм к активной нагрузке. Для нее характерны более напряженный ритм и широкий диапазон упражнений.

Мы продолжаем обходить группы ребят, занимающихся во дворе школы. Параллельно основным занятиям идут кружковые и факультативные. Директор вводит нас в курс дела:

- В школе работает 12 спортивных секций и кружков. Сейчас вы видите младшую группу туристического клуба «Единство», учащихся 5-6 классов. Работают они очень серьезно, на основе программы профессиональной подготовки спасателей.

У мальчишек и девчонок задание - «прохождение параллельных перил с самонаведением и снятием». В естественных условиях, когда возникает такая необходимость, через реку или большой овраг параллельно друг другу натягиваются веревки. И по ним преодолевают препятствие. Обучает этому искусству Елена Гончарик. Она - специалист областной станции юных туристов, для кадетской школы - настоящий клад.

Этих ребят готовят к всероссийским соревнованиям по программе «Школы безопасности» в младшей возрастной группе, которые состоятся в нынешнем году. В школе уверены, что прохождение параллельных перил их воспитанники сдадут успешно. Кстати, этот норматив рассчитан на 20 минут (для взрослых), а дети успевают его выполнить за 13-14.

Рядом с младшей группой совершенствуют свои навыки в преодолении «перил» старшая - ученики 8-9 классов. В свободную минутку мы с ними побеседовали.

- Ребята, вам нравится этим заниматься?

- Это одно из любимых моих упражнений КТПП, - говорит ученик 8-А класса Саша Князев и разъясняет: КТПП - короткая туристическая полоса препятствий.

- Девочки, а вам не тяжело?

- Нет, - отвечает Оля Ермакова, ученица 8-Б класса. - Мне нравится.

- А что именно?

- То, что все вместе выполняем это упражнение.

- Когда его можно применить в жизни, как ты думаешь?

- Например, попадаешь в ситуацию, когда надо преодолеть какой-то обрыв между скалами, домами. Вот сейчас мы проходим параллельные перила, а можно еще пройти навесную переправу, которая состоит из одной веревки. Мы проходим ее с помощью рук и ног, наподобие того, как обезьянки лазают по деревьям, - объясняет Оля.

Их тренер, учитель высшей категории Михаил Чередов доволен своими подопечными. Он говорит, что на первом областном туристическом фестивале в октябре 2003 г., объединившем людей разных возрастов от 12 до 60 лет, эти ребята сумели завоевать победу во многих соревнованиях. Быстрее всех справились они с задачей ориентирования на местности, первыми прошли короткую туристическую полосу препятствий, отличились во время поисково-спасательных работ. А ранее команда школы трижды подряд - в 2000 г. в Туле, в 2001-м в Пензе, в 2002-м в Екатеринбурге становилась победительницей во всероссийских соревнованиях по программе «Юный спасатель».

Характер

закаляют сборы

Следует особо отметить внеурочную деятельность школьников. Верно говорят, что они в школе не просто учатся, а живут. Для ребят открыты факультативы, кружки и клубы по интересам самого разного профиля, не только спортивного и туристического, но и военно-патриотического, краеведческого, экологического.

Учебно-тренировочные сборы юношей 9-10-х классов в городе Каменка Пензенской области проходят по типу военных. Ребята живут в солдатской казарме, питаются в солдатской столовой и, конечно, осваивают основы военной службы. Подростки видят, как живут в армии, чем занимаются, как отдыхают. Команда кадетской школы - постоянный участник и городских и областных финалов военно-патриотических игр «Зарница» и «Орленок». Упорным трудом ребята добиваются побед и в них.

Кстати, недавно администрация школы проводила анонимное анкетирование, задав мальчикам вопрос: как они относятся к службе в армии? Ни один не написал, что не хочет служить.

Стали традиционными сборы на базе батальона МЧС, расположенного в одном из районов Пензенской области. Там кадеты совершенствуют свои навыки работы на различных приборах и инструментах, учатся преодолевать всевозможные природные и искусственные препятствия.

Ребята, избравшие для себя профессию спасателя, обязаны пройти «Основы высотной подготовки». Гор рядом со школой нет, но зато осталась в наследство от некогда располагавшейся поблизости пожарной части вышка. «Нам просто повезло», - заверяют учителя. «Это так здорово - прыгать с высоты!» - утверждают дети. Изучив теорию и частично овладев практическими навыками в школе, в период весенних каникул они выезжают на учебно-тренировочные сборы под Самарой на базу «Барсук», где отрабатывают приемы скалолазания.

Любители лыжного туризма из числа воспитанников школы и их педагогов раз в год отправляются на Южный Урал, в национальный парк «Таганай», где они не просто отрабатывают технику этого вида спорта, но самое главное - учатся выживанию в непривычных природных условиях. Участниками этих напряженных сборов становятся даже ученики 5-х классов. Старшие всегда помогают младшим, опекают их, передают им свой опыт.

- Мы учим детей быть выносливыми, упорными, добрыми, отзывчивыми, чуткими и смелыми людьми, иметь в жизни большую цель и идти к ней, не расталкивая окружающих локтями, а помогая всем, кто нуждается в помощи. На сборах, соревнованиях, в походах, а также на занятиях в школе такие качества характера и формируются. Кроме этого, мы воспитываем детей на тех великих традициях, которые есть в Российской армии. Детям, поскольку живы их деды и прадеды, участвовавшие в Великой Отечественной войне, эта тема близка. Поэтому среди полководцев Российской армии, на примерах которых мы воспитываем ребят, на первом месте - личность маршала Жукова, - подчеркивает Евгений Выборнов.

...Еще на пороге в школу обращает на себя внимание Кодекс чести, вывешенный в самом видном месте, который разработан совместно кадетами и учителями. Его основной постулат гласит: «Жизнь, общечеловеческие, духовные, нравственные ценности составляют добро, а все, что вредит и разрушает человека, - зло. Высшее наслаждение, ни с чем не сравнимая радость - уважать и любить человека, делать ему добро». По этому принципу живут 410 детей и 36 педагогов. Ежегодно, присягая перед знаменем школы, ребята, вступающие в ряды кадетского братства, клянутся «отдавать все свои силы, знания во имя счастья и безопасности людей, величия и процветания России». И каждый день, шаг за шагом постигая секреты профессии спасателя, они осознанно идут к поставленной цели.

Пенза