Что нового появилось за последнее время в нашей региональной программе гражданского образования? Начальник департамента, а ныне министр образования области Ефим Яковлевич Коган поставил перед нами задачу: каждый блок граждановедения должен иметь выход на практические задания, подкрепляться элементами социальной практики, позволить детям соприкоснуться с реальной действительностью. Скажем, к теме «Гуманизм» можно будет дать задание: выяснить в своем микрорайоне, в чем нуждаются пенсионеры. Кто-то им принесет газету или лекарство, а кто-то просто зайдет поговорит с пожилым человеком. Гуманизм - это не абстрактное понятие. Оно конкретно. Если дети на практике это усвоят, то это поможет их гражданскому становлению.

Мы на разных уровнях обучения прописали задания, в том числе и социальное проектирование. Почему мы занялись им? Потому что поняли, что нужны какие-то реальные процессы. Ребятам что-то хочется делать, а не просто моделировать ситуацию на уроке. Ролевая игра хорошо, моделирование интересно. Но они должны знать, сколько стоит мешок цемента, как решается проблема инвалидов, какие возникают сложности при благоустройстве той или иной территории, какие существуют препоны на пути той или иной патриотической акции.

В 1997 году наша группа побывала в США. Нам показали матрицу социального проекта «Гражданин», только что оформленного. И мы подумали, а почему бы нам не посмотреть, как этот вариант проектирования может состыковаться с нашей региональной программой. Проект показался нам компактным, достаточно динамичным. В 1998 г. мы попробовали его применить - получилось. Однако быстро поняли, что он для нас тяжеловат. В нем много формальностей. Много проблем, которые нам не очень присущи. Скажем, собрать информацию о том, как работает гражданское общество. В США оно есть, а у нас пока нет. Пришлось менять структуру этого проекта, уточнять некоторые позиции.

Наша задача заключалась в том, чтобы сделать проекты более практичными, более реализуемыми. Нам надо было, чтобы дети наши не просто заявляли о том, что надлежит делать власти, не предоставляли ей самой решить поставленную ими проблему, а сами что-то делали, чтобы и презентация этих проектов была не только на уровне школы, а шла от школы и до области.

Пять лет назад был проведен эксперимент по нашей самарской модели. Взяли 45 школ: в Самаре, Тольятти, Сызрани, Кинель-Черкасах. Педагогам понравилось. У них начало получаться. Никаких проблем с часами не было, потому что мы говорим коллегам: вот региональный компонент. Вы просто три месяца пишите проект «Гражданин» - тематическое планирование. Спокойно в эти часы педагог занимается проектированием с ребятами. А содержание? Вот, скажем, тема «Экономика», «Право» или «Политика». Происходит деятельностный характер освоения тех или иных знаний. Ребята активно начали участвовать в изменении, улучшении каких-то сторон нашего общества.

Дальнейшее распространение нашего проекта началось с 2000 года, когда здесь на олимпиаде были показаны два интересных проекта из Кинель-Черкас, один - посвященный ветеранам, а второй, очень простой, - установка светофора. Посмотрели: спикер Госдумы Геннадий Селезнев и министр образования Владимир Филиппов. Потом меня пригласил Петр Положевец и сказал: вашу модель надо распространить на всю страну. С осени того года началась эта работа. В этом году уже в четвертый раз отобрали лучшие работы для участия в финале конкурса в «Орленке».

В чем суть проекта «Гражданин»? Для России в условиях нестабильности, когда сверхзанятые родители не могут своим детям уделить достаточного внимания, эта линия на быстрое взросление школьников, понимание процессов, которые происходят в обществе, крайне важна. И чем раньше наши дети узнают, что такое реальная экономика, политика, право, межличностные отношения, тем им легче будет освоиться, найти свое место во взрослой жизни.

Если брать проект «Гражданин» еще шире, то следует сказать, что он решает определенные гуманистические идеи, поэтому он называется «Гражданин», то есть ты должен думать о том, что еще надо улучшить или кому надо помочь в непростой ситуации.

Проект распадается на восемь основных стадий. Первая - это подготовка к проекту. В проекте «Гражданин» все демократично. Мы не должны детям ничего навязывать. Каждый год наше Министерство образования области присылает письмо, в котором написано, что рекомендуется провести конкурс по социальному проекту, но нигде не указывается, что каждый учитель должен этим заниматься. Это дело сугубо добровольное, индивидуальное, и педагог решает, как ему поступить. Затем уже дети решают, будут ли они этим заниматься или нет. На этой стадии учитель объясняет, что такое проект «Гражданин», как в нем может конкретно участвовать та или иная группа детей, какие проблемы можно поднять и потом реализовать.

Универсальность этого проекта в том, что он может использоваться в школе, в сфере дополнительного образования. Тематика, проблематика достаточно локальна. Он может быть использован и в молодежной общественной организации.

Если дети готовы к сотрудничеству, то можно перейти ко второй стадии - выбору проблемы. От того, какую проблему выберут дети, во многом зависит и успех дела. Проблема должна быть реальна, посильна детям, она должна быть созвучна интересам окружающих. Нужно спокойно, демократично разобраться в ситуации и дать возможность школьникам поработать в выборе темы.

Последняя стадия максимального завершения проекта. Все проекты проходят через конкурсы, через презентацию. Ребята защищают свои проекты.

Отрадно отметить, что в социальном проектировании участвуют и дети из отдаленных деревень. Они нередко предлагают удивительные решения очень важных для населения проблем. Скажем, ученики из Оренбургской области задумали улучшить снабжение хлебом отдаленных от районного центра деревенских жителей. И эту идею они сумели воплотить в жизнь.

Наша задача сегодня - привлечь к этому проекту ребят из других территорий. Участие в социальном проектировании позволит школьникам подготовиться к реальной жизни.

Настоящие мастера

Владимир Самоделкин, преподаватель граждановедения из Кирова, когда-то на первых олимпиадах был слушателем семинаров, которые проводили авторы первых учебников, ученые. Теперь он - опытный тренер. Такими тренерами выступили на этом семинаре другие педагоги, у которых есть свои оригинальные методические наработки, учебные пособия. Среди них руководитель Центра гражданского образования Николай Коваленко, несколько лет назад возглавивший творческую группу. Она разработала серию пособий под рубрикой «Гражданский форум». С этими пособиями Николай Степанович исколесил пол-России, пропагандируя свой метод преподавания важнейших тем на уроках граждановедения. На этот раз он рассказывал о брянском опыте проведения занятий по толерантности.

Среди тех учителей, которые сумели хорошо подготовить своих учеников для участия в нескольких олимпиадах, следует назвать Майю Коляденкову, Ларису Скороходову, Жанну Вершанскую, Людмилу Игнатенко, Светлану Уланову, Наталию Бут и многих других, которые по уровню своих знаний, по уровню своих авторских разработок собственных уроков, многие из которых были опубликованы на страницах «Граждановедения», тоже могут выступать в роли тренеров. Собственно говоря, они, настоящие мастера, продолжают учиться друг у друга, потому что уверены, что совершенствовать свое мастерство можно бесконечно.