Авторы охватили целый ряд актуальных вопросов преподавания естественно-научных дисциплин:
- повышение познавательной активности учащихся;
- формирование экологической культуры личности;
- профилактика употребления наркотических веществ и пропаганда культуры здорового образа жизни;
- формирование исследовательской компетенции и др.  
Как и в прошлом году, участники конкурса предложили большое количество действенных приемов достижения общедидактических, развивающих и воспитательных целей. При этом хочется особо отметить методические разработки, присланные учителем биологии Козьминской средней школы Архангельской области Галиной Денисовой и учителем биологии лицея №43 Саранска Республики Мордовия Валентиной Аржановой. Оба педагога системообразующим элементом собственной педагогической практики считают активизацию познавательной деятельности обучающихся за счет интенсификации образовательного процесса. Они используют самые разнообразные педагогически обоснованные методы, приемы и средства обучения. При этом подходы авторов несколько различаются. Так, Галина Александровна большое внимание уделяет самостоятельной работе обучающихся, их творческому развитию, в то время как Валентина Ивановна – применению ИКТ в образовательном процессе.
В этом году наибольшее количество разработок педагогов было посвящено пропаганде культуры здорового образа жизни среди учащейся молодежи. Хочется отметить значительный прогресс в данном направлении, связанный прежде всего с пониманием педагогами комплексного характера явления ЗОЖ. Например, заместитель директора по учебно-воспитательной работе вечерней школы города Онеги Архангельской области Ольга Евстигнеева с помощью познавательной игры пытается решить задачу пропаганды здорового образа жизни через популяризацию знаний о культуре здоровья, обучение школьников работе в группе, выявление и развитие творческих и физических способностей обучающихся.
К сожалению, конкурсные методические разработки содержат ряд недочетов и ошибок, которые могут быть классифицированы следующим образом. Во-первых, терминологические ошибки. Например, в одной из работ наравне с термином «наркотическое вещество» употребляется «психоактивное вещество», что необоснованно, поскольку к психоактивным веществам относятся не только запрещенные, вызывающие привыкание (собственно наркотические), но и используемые в медицине для лечения психических заболеваний психотропные соединения. Во-вторых, методические ошибки. Во многих разработках учителя методически неграмотно формулируют цель, задачи урока (иногда они просто отсутствуют). Например, в одном из конспектов урока (изучение нового материала) на тему «Многообразие птиц» автор в качестве приоритетной цели формулирует развитие самостоятельности, что не соответствует содержанию учебного материала, направленного на формирование представлений о многообразии живого мира через изучение особенностей различных представителей класса птиц. Часто авторы ошибочно определяют тип урока, методический арсенал (методы, приемы и средства обучения) используется необоснованно; отсутствие четко выстроенной структуры не позволяет проследить за логикой усвоения содержания учебного материала обучающимися. В-третьих, недочеты оформления. Странно, что они встречаются. Ведь в условиях конкурса указаны требования к оформлению конкурсных материалов (объем работы, наличие аннотации, титульного листа, указание возраста обучающихся и т. д.). Кроме того, существуют общепринятые нормы оформления текстовых документов. Но, несмотря на это, многие авторы эти требования не выдерживают: в частности, отсутствуют абзацные отступы, фиксированные межабзацные интервалы, размер шрифта не соответствует требуемому. Кроме того, одна из работ содержит конспект урока, оформленный в табличной форме, при этом автор упустил параллельное расположение описания деятельности учителя и деятельности учащихся. Текст сполз...
В целом XIV конкурс «Сто друзей» позволил в очередной раз ознакомить педагогическую общественность с интересными наработками коллег из разных уголков нашей страны, показал, что не перевелись в России талантливые учителя, способные и готовые распространять свой опыт на федеральном уровне. Хочется пожелать им быть уверенными в себе, не бояться критической оценки их работы и, конечно же, оставаться верными своей профессии.

​Андрей ГАРИФЗЯНОВ, учитель биологии, кандидат биологических наук, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010»