В материалах и разработках, присланных учителями, уже не доминируют, как это бывало раньше, игры, прошла мода на танцы, викторины и маскарады. В центр урока выдвигается современная анимированная презентация. Удивительным образом заработала программа Power Point, созданная первоначально для совсем иных целей - для маркетинга  в торговле и рекламе.
Почему так? Презентация фиксирует ход мысли не одного какого-то учителя или методиста, а оптимальную схему объяснения. У учителя появляется компьютерный помощник. Спор, заменит ли компьютер учителя, решился сам собой. Компьютер становится инструментом в руках учителя, не подменяя ни живого общения, ни его творчества. Вам не нравится такой вариант обучения? Пожалуйста,  выбирайте другой. Не нравится ни один – создайте свой. Включайте компьютерные блоки в любой момент урока, когда сочтете нужным.
К великому счастью, эпоха доски и мела уходит, кажется, в прошлое. Современные презентации дают возможность создания анимированных и озвученных чертежей, где графики двигаются вдоль осей координат (как у Людмилы Каменец, учителя математики Лакомобудской средней школы Брянской области), а куски доказательств теорем, привязанные к чертежам, всплывают и исчезают по мере надобности. Особенно красиво это получается в объяснениях задач на движение и других задач в 6-м классе у Елены Савченко, учителя математики гимназии №1 города Полярные Зори Мурманской области. Поезд может двигаться, останавливаться, встречаться с другим поездом… В результате получается такая наглядность, которая недостижима никакими книжными иллюстрациями и никакими  объяснениями с мелом у доски. Хорошие разработки в этом направлении и у Ольги Шрамковой, учителя математики средней школы №1 города Билибино Чукотского автономного округа.
О компьютерной революции в школьном обучении можно говорить много, но хотелось бы сказать и о другом. Судя по целому ряду хороших работ, входит в моду (и как мне это нравится!) использование истории математики как мощнейшего средства мотивации.
Но тут бывают и перегибы. Нелепо выглядит, например, если шестиклассникам дают такой объем исторических знаний, какого нет и на историческом факультете МГУ! Но история математики, уверен, необходима. Дети должны увидеть, что те знания, которыми их, казалось бы, пичкают, - это плоды долгого, трудного подвига многих творческих людей. Без понимания этой детали знания повисают в воздухе. А ведь еще Гегель говорил (см. «Феноменологию духа»), что готовый результат не дает всей исторической диалектики, содержащейся в том или ином знании. Оно должно быть дано в его становлении. Обидно, что эту мысль мы не усвоили и за два столетия. Вот сейчас вроде бы начали… Понравился интегрированный урок учителя математики гимназии №1 «Юнона» города Волгодонска Ростовской области Елены Тороповой, соединяющий историю Рима и математику.
В 2011 году мы отметили
300-летний юбилей М.В.Ломоносова, великого русского ученого, художника, поэта. Поэтому отдельная номинация нашего конкурса была посвящена этому событию. Хочу отметить очень качественный сценарий Фирузи Алимбаевой, учителя математики средней школы села Новофедоровского Республики Башкортостан. Порадовала замечательная работа Надежды Суковой из гимназии №6 Архангельска. Потому что школьные знания ведь не существуют в вакууме. У нашей страны, у вашей малой родины  великая история, в этой истории есть великие биографии. И математика (как, впрочем, и другие предметы) учит не только абстрактной и универсальной теории, но и гордости за нашу Родину, за нашу историю. За нашу малую родину - за родной город, улицу, за школу, в которой дети учатся. Соединить бы это с новой модой на историю математики. Приятно, знаете ли, видеть в презентациях страницы учебника Магницкого. А ведь у нас были и другие  великие математики - от Лобачевского и Чебышева до Колмогорова… И потому я буду с особенным интересом ждать следующего конкурса «Сто друзей». Есть еще над чем работать учителям и методистам.