Однажды во время занятия мы с детьми, говоря о народных традициях и праздниках, вспомнили колокольчики - послушали, как они звенят, поговорили о том, где используются и почему, а потом я задала вопрос, знают ли дети, кто и где делает колокола. Одна девочка сразу подняла руку и ответила, что маленькие колокольчики делаются в городе, который называется Дарвалдай. Я очень удивилась и попросила ее рассказать, откуда она знает про такой город. И семилетняя девочка вспомнила строчку из русской песни «и колокольчик, дар Валдая, звенит уныло под дугой». По сегодняшним временам песня редкая, но у них в доме ее, как оказалось, поют. Не понимая до конца смысла слов, девочка сложила на слух два слова в одно, и из «дара Валдая» получилось новое географическое место - Дарвалдай. Когда я поправила ее и указала на ошибку, мы вместе посмеялись, а она потом еще рассказывала мне, как сначала сомневалась, Дарвалдай - это город или имя человека, который делает колокольчики. В любом случае это новое, ее собственное слово существовало в ее словарном запасе довольно долго.  
Второй похожий пример - слово «алдача», то есть особая награда, «специальная такая медаль». Так объяснял это слово мальчик, прослушавший очень популярную когда-то песню «Надежда». У него получилась строчка «надежда - мой компас земной, алдача - награда за смелость», «алдача» заменила сочетание «а удача», а смысл новому слову мальчик придумал сам, исходя из контекста.   
Ребенку в возрасте семи-десяти лет бывает трудно признаться, что он чего-то не понимает, особенно когда окружающие не испытывают никаких трудностей в понимании, например, песен. Это еще раз доказывает, что необходимо проговаривать лексическое значение каждого слова, чтобы непонятных сочетаний не оставалось. Это также поможет избежать ошибок при написании.

​Елена МАРЧЕНКО, педагог-воспитатель детского центра «Развитие», Воронеж