Отсутствие в течение двух последних лет каких-либо признаков управления ситуацией в сфере охраны труда со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации, региональных и муниципальных органов управления образованием практически парализовало процесс улучшения условий труда для работников отрасли.
Так, в Положении о Минобрнауки России ни слова не сказано о функциональных обязанностях и ответственности его руководителей в этой сфере. В структуре министерства отсутствует подразделение (служба, отдел, группа специалистов), основными функциями которого должны быть организация и координация работы по охране труда, разработка соответствующих нормативных правовых актов, обработка и анализ государственной статистической отчетности по охране труда.
Руководители региональных органов управления образованием, четко улавливая бездействие федеральной власти, устраняются от функций по сохранению жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, перекладывая их на работодателя, у которого и других забот невпроворот.
В большинстве образовательных учреждений с численностью работников свыше 50 человек вопреки норме, установленной ст. 217 Трудового кодекса РФ, отсутствуют специалисты по охране труда.
Крайне медленно решается такая важная и злободневная проблема, как аттестация рабочих мест. По данным отраслевой технической инспекции труда профсоюза, за 2010 год в образовательных учреждениях аттестовано только 472 тысячи рабочих мест, что составляет всего 13,3% от общего количества рабочих мест, подлежащих аттестации.
По данным статистической отчетности, более 10% от общей численности работников учреждений высшего профессионального образования трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
Безнадежно устарела и требует незамедлительного пересмотра нормативная правовая база по охране труда. Не разработана и не внедрена система управления охраной труда в сфере образования. Отсутствует отраслевая программа на ближайшие годы, направленная на обеспечение безопасности и здоровья работников и обучающихся при организации образовательного процесса.
Финансирование мероприятий по охране труда в системе образования, являющейся, как известно, одним из видов экономической деятельности бюджетной сферы, по-прежнему осуществляется по остаточному принципу. В 2010 году на эти цели было израсходовано 8 миллиардов рублей, что в пересчете на одного работника отрасли составляет всего лишь 500 рублей.
В результате круг замкнулся. Дети в школе или детском саду без присмотра, работники - на неаттестованных рабочих местах, без соответствующих инструкций по охране труда. И как следствие - грубейшие нарушения, различные ЧП, высокий уровень производственного травматизма и несчастных случаев во время учебного процесса.
Так, в 2010 году произошло 1284 несчастных случая среди работников образовательных учреждений (в 2009 году - 1345), в том числе 120 - с тяжелым исходом, 28 человек погибли. На высоком уровне сохраняется и травматизм среди воспитанников учебных заведений. В 2009 году произошло 19136 несчастных случаев с обучающимися, из них 33 - со смертельным исходом, 14 ребят стали инвалидами.
Создавшееся положение Центральный совет Общероссийского профсоюза образования счел недопустимым и неоправданным.
Учитывая позицию Президента России Дмитрия Медведева, который определил, что «улучшение условий труда рассматривается как одна из важнейших составляющих модернизации экономики в целом», руководство профсоюза в апреле 2011 года обратилось с письмом в адрес заместителя Правительства РФ Александра Жукова, предложив принять необходимые меры для определения полномочий Министерства образования и науки РФ по заключению и реализации отраслевых соглашений, а также по вопросам охраны труда в системе образования.
Ранее главный технический инспектор труда профсоюза подал обращение в Генеральную прокуратуру РФ для проведения соответствующих мероприятий в порядке государственного надзора за выполнением Минобрнауки России функций по выполнению законодательства об охране труда.
На совещании технической инспекции профсоюза, состоявшемся в июне 2011 года в Екатеринбурге, было принято обращение в адрес Правительства России, где говорилось о недопустимом положении дел с охраной труда в системе образования и указывались конкретные меры, принятие которых позволит исправить ситуацию.
В сентябре Комитет по образованию Государственной Думы организовал «круглый стол» по теме «Несчастные случаи с обучающимися: правовые аспекты», на котором выступил представитель Центрального совета профсоюза. Заседание «круглого стола» в режиме реального времени транслировалось в органы законодательной власти 63 субъектов РФ. Это позволило еще раз обратить внимание федеральных и региональных органов власти на крайне серьезное положение с охраной труда и детским травматизмом при проведении образовательного процесса.
Кроме того, данная проблема была заявлена в статье на страницах журнала «Охрана труда и социальное страхование» (№8, 2011 год), в сборнике «Нормативные документы в образовательном учреждении» (№9, 2011 год) и других средствах массовой информации.
Все эти меры, похоже, дали соответствующий результат и ускорили принятие решений, касающихся сохранения жизни и здоровья работников отрасли и обучающихся.
Одним из первых документов стал приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2011 года №2516 «О совершенствовании работы по информационно-аналитическому и организационно-методическому обеспечению мероприятий по охране труда, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей».
Данным приказом подготовка научно обоснованных методических рекомендаций и предложений, направленных на улучшение условий и охраны труда работников, защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, возложена на Межвузовский (межрегиональный) научный учебно-методический центр комплексной безопасности (МЦКБ) при Московском авиационном институте. Кроме того, главам департаментов министерства даны соответствующие поручения об обеспечении общего руководства и выполнении работ, указанных в документе.
В ближайшее время МЦКБ МАИ подготовит Примерный перечень проектов нормативных правовых документов, методических рекомендаций по охране труда и обеспечению комплексной безопасности образовательного процесса для разработки в 2012-2015 годах, который будет представлен для рассмотрения в Центральный совет профсоюза и для дальнейшего согласования и утверждения в Минобрнауки России. В том числе в этот перечень планируется включить разработку Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты работникам образования, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Надеемся, что первые реальные шаги федерального министерства, сделанные навстречу требованиям профсоюза, станут своеобразным месседжем для регионов и заставят руководителей органов управления образованием и учебных заведений предпринять активные действия для обеспечения безопасности работников отрасли и обучающихся.

Юрий ЩЕМЕЛЕВ, заведующий отделом охраны труда и здоровья Общероссийского профсоюза образования, главный технический инспектор труда профсоюза

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ПРИКАЗ
21 октября 2011                          №2516
Москва

О совершенствовании работы по информационно-аналитическому и организационно-методическому обеспечению мероприятий по охране труда, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей

В целях совершенствования работы по информационно-аналитическому и организационно-методическому обеспечению мероприятий по охране труда, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, приказываю:
1. Возложить на федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (государственный технический университет)» (далее - Университет):
подготовку научно обоснованных методических рекомендаций и предложений по охране труда, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей;
информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение учета государственной статистической отчетности по форме 7-травматизм, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 27 июля 2011 г. №334 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения», и форме 1-Т (условия труда), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 19 августа 2011 г. №367 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой труда работников и наукой», об аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) и находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - Учет).
2. Ректору Университета Геращенко А.Н. обеспечить выполнение работ, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
3. Департаменту государственной службы, мобилизационной подготовки и специальных программ (Кабанову А.Г.):
а) осуществлять общее руководство работами, указанными в пункте 1 настоящего приказа;
б) направить в Департамент развития профессионального образования (Шепелеву Г.В.) предложения о включении выполнения работ, указанных в пункте 1 настоящего приказа, в государственное задание Университета.
4. Департаменту развития профессионального образования (Шепелеву Г.В.) учесть при формировании государственного задания Университета предложения Департамента государственной службы, мобилизационной подготовки и специальных программ (Кабанова А.Г.);
5. Департаменту организации бюджетного процесса, учета и отчетности (Володину А.И.) учесть при расчете финансового обеспечения государственного задания Университету средства на выполнение работ, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Мазуренко С.Н.

Министр А.А. Фурсенко