Перед началом серьезного разговора лидер областной профорганизации исполнил весьма приятную миссию, вручив председателю профкома студентов Омского госуниверситета Ирине Белоконь высшую профсоюзную награду региона - нагрудный знак «За вклад в развитие профсоюзного движения Омской области». Аплодисменты и искренние улыбки, адресованные лауреату, задали необходимый - доброжелательный и доверительный - тон последовавшей дискуссии.
Обрисовывая тематику предстоящей беседы, руководитель обкома профсоюза высказал в том числе идею о возможности организации некой переговорной площадки, предназначенной для диалога профсоюзного комитета и работодателя. «Давление, которое на нас оказывается, временами зашкаливает и выходит за рамки законодательства, - заявил Александр Шрам. - И в такой ситуации при подписании коллективных договоров бывают неизбежными ошибки, неверные формулировки и некорректные трактовки нормативных актов. Усугубляют положение и порой кардинально противоположные взгляды работодателя и профсоюза. Один говорит: «Нужно сделать так», а другой: «Нет, сделаем наоборот». И дело заходит в тупик. Так давайте создадим по этому вопросу переговорную комиссию, наделив ее исключительными полномочиями! Можно ли это сделать и как? Как впоследствии проконтролировать принятые решения?..»
Очень скоро стало понятно, что вопросы, поставленные лидером региональной организации профсоюза, в той или иной мере заботят каждого из участников пленума - настолько заинтересованным и эмоциональным получился разговор. Председатель Саргатского райкома профсоюза Михаил Сорочинский, скажем, поделился опытом сотрудничества с руководством районного управления образования в части соблюдения трудового законодательства. По его наблюдениям, это сотрудничество протекает тем успешнее, чем меньше у сторон разного рода разногласий. С этой точки зрения непременное условие движения вперед - постоянный поиск компромиссов и встречных шагов.
О примерах обратного характера рассказала председатель Октябрьского райкома профсоюза Алла Никитина. При назначении педагогам стимулирующей части зарплаты ряд руководителей образовательных учреждений отказываются знакомить профсоюзный комитет с соответствующими проектами приказов. И делается это якобы в соответствии с законодательством о защите персональных данных работников, но вразрез с условиями и принципами социального партнерства и Трудового кодекса РФ. Этот вопрос, по мнению Аллы Никитиной, нужно решить раз и навсегда - может быть, даже на уровне субъекта Российской Федерации и мэрии Омска.
Отметила профлидер и другую проблему: начисление премий педагогам в прямой зависимости от успехов их воспитанников. Это приводит к тому, что во время уроков учителя в открытую занимаются только с теми учениками, кто имеет хорошие олимпиадные перспективы, то есть с 10-15 процентами от общего числа учащихся. Остальные для них - балласт. А значит, назрела необходимость ликвидировать эту жесткую зависимость объема зарплаты от количества участников олимпиад и прочих конкурсов, то есть увеличивать базовый оклад педагога.
Неоднократно звучала в выступлениях участников пленума и тревога по поводу обеспечения социальных прав технического персонала образовательных учреждений - сторожей, уборщиков служебных помещений и т. д. Зачастую они не получают за свою работу даже минимального размера оплаты труда. Как рассказала председатель Горьковского райкома профсоюза Татьяна Ступина, в школах района уже зафиксированы «бунты» технического персонала, недовольного своим положением.
Однако, как оказалось, ущемлены интересы не только этих работников, но и самих педагогов. В частности, сотрудников ресурсно-методических центров в сфере образования. По сути, это те же учителя - с высшим образованием, с богатейшим опытом, с уникальными наработками... Это учителя, которые знают и умеют гораздо больше, чем среднестатистический педагог - на них проведение олимпиад и конкурсов, разнообразные мониторинги и анализ передового опыта, аттестация и повышение квалификации работников образования. Какова же оплата труда этих беззаветных тружеников на ниве педагогики? На 2012 год, как поведала Татьяна Ступина, им в качестве зарплаты в бюджете заложена поражающая воображение сумма в 4290 рублей...
Педагоги дополнительного образования обделены вдвойне - и в смысле зарплаты, и с точки зрения материально-технического обеспечения своих рабочих мест. Как справедливо заметила одна из участниц дискуссии, нынешние дети весьма продвинуты в области бытовой электроники и высоких технологий. Поэтому станциям юных техников встречать их позавчерашними компьютерами и на ладан дышащими приборами, мягко говоря, неправильно и нечестно. И совсем уж грех платить копейки энтузиастам, готовым и в таких условиях развивать способности наших детей. И, кстати, умудряющимся достигать в этом деле огромных успехов - стоит только посмотреть, сколько наград привозит омская ребятня с разнообразных творческих и технических состязаний!
Словом, вопросов пока куда больше, чем готовых решений. Все поднятые участниками пленума проблемы требуют серьезного рассмотрения в рамках того самого социального партнерства, которому и была посвящена дискуссия. Но отрадно уже то, что болевые точки обозначены, предложены рецепты воздействия на них и в принципе стал понятен дальнейший курс движения. А это очень важно.
По единому мнению участников пленума, новый формат общения оказался удачным. Дискуссия захватила всех присутствовавших, и если бы не жесткие временные рамки, то разговор наверняка продолжался бы еще долго.
На пленуме прозвучало достаточно много свежих идей и дельных предложений. Теперь наступает этап их анализа и обобщения с включением наиболее прагматических положений в план работы областной профорганизации на предстоящий период.

Омск

P.S. 26 декабря было подписано новое Соглашение между Департаментом образования администрации города Омска и областным комитетом профсоюза на 2012-2014 годы. По мнению рабочей группы, готовившей проект соглашения, утвержденный вариант намного шире охватывает вопросы взаимоотношений «работодатель - работник» и нацелен на конструктивный диалог между сторонами социального партнерства.