Данная цель предполагает взгляд на ребенка как на личность с особым, индивидуальным миром чувств и представлений, имеющую собственную историю, и ставит передо мной, учителем истории, обществознания и мировой художественной культуры, следующие задачи:

соединение истории как части общечеловеческой культуры с личной историей как неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка через согласование индивидуального понимания мира с общекультурным;

организация совместной деятельности учащихся - познание мира и себя в мире;

присвоение ребенком лучших культурных традиций, с одной стороны, и выявление субъектного опыта, с другой стороны, на основе выделения и согласования ценностей разных культур.

Значимость культурного самоопределения заключается в том, что человек развивает личные ценностные установки и формирует гражданскую позицию исходя из своего субъективного жизненного опыта и общечеловеческих ценностей. Именно ценностные ориентиры личности являются стержнем в поведении и деятельности людей, а по внешним проявлениям человека судят о его образованности и культуре. Культурный человек - это не робот, наполненный знаниями и обученный манерам, а человек, готовый и способный к саморазвитию и признающий право на это у других людей. Помочь самоопределиться учащимся в культуре - вот моя главная задача.

Методы и приемы педагогической деятельности

Исторический или обществоведческий материал является средством для развития личности и формирования таких качеств учащихся, как патриотизм, толерантность. При подготовке и проектировании тем или уроков я использую приемы и способы, представленные в схеме №1.

1. Я разрабатываю несколько вариантов изучения темы в зависимости от выявленного содержания субъективного опыта учащихся и их эмоционального настроя. Для выявления субъектного опыта использую методические приемы. В начале урока разминки «Ассоциации», «Снежный ком» из понятий, ощущений, образов, начинающихся, например, с первой буквы собственного имени и т.п. Эти приемы активизируют память и внимание, настраивают на работу. В начале изучения темы или модуля в старших классах ребята пишут сочинение-рассуждение на тему «Данное событие в истории моей семьи», проводят мини-исследование на тему «Отношение людей к данному событию, общественному явлению» или описывают свои представления, образы, ощущения, возникающие в связи с данным событием, общественной проблемой и т.п. Особенно продуктивен данный способ изучения истории России ХХ века в таких темах, как «Революции 1917 года», «Гражданская война», «Сталинская модернизация», «Великая Отечественная война», и т.д.

Субъектный опыт учащихся, складывающийся на предыдущих уроках и в результате индивидуального взаимодействия с окружающим миром, проявляется в наличии образов. Чем их больше и чем шире они используются учителем на занятии, тем более активен и любознателен ученик. Если субъектный опыт учащихся по данной теме небольшой, то сначала я организую совместное или самостоятельное индивидуальное изучение темы, используя проблемный или исследовательский метод. Если часть учащихся уже достаточно много знает по данной проблеме, то предлагаю им парную или групповую работу по обмену информацией во время совместного выполнения «открытых заданий» или поисковых задач. В итоге изучения темы рождаются проекты, творческие работы учащихся: коллажи, макеты, рисунки, сочинения и т.п.

2. Для включения учащихся в деятельность я разрабатываю так называемые открытые задания. Они отличаются от традиционных вопросов, тестов и упражнений, имеющих «правильные», готовые ответы, с которыми сравниваются полученные учеником результаты. Открытые задания предполагают лишь возможные направления ответа, задают его структуру или отдельные элементы. Получаемый учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения. Эти задания «открывают» мышление, заставляют сомневаться, будят воображение.

Например, в 3-4-х классах, где ведущей деятельностью является учебная, при изучении пропедевтического курса «Введение в историю» использую такие формы занятий и способы работы с историческим материалом, как:

воссоздание исторической ситуации через театрализацию и игры («Язычество древних славян», «Эпоха Ивана Грозного», «Эпоха Петра Первого»);

практико-ориентированные занятия по воссозданию исторических открытий: изобретение новых букв, изготовление берестяных грамот, свитков, папирусов, макетов архитектурных памятников, мебели, моделей одежды разных эпох и т.п.;

мини-исследования по составлению родословной своей семьи и фамильного герба;

лабораторно-практические занятия, например, археологический практикум «Мы - археологи», в ходе которого учащиеся на пришкольном участке в специальном месте, приготовленном учителем и старшими ребятами, делают раскоп, определяют культурный слой, регистрируют находки, а затем по группам анализируют археологический материал и составляют рассказ о жизни людей прошлого. Второй вариант такого урока - посещение Красной горы, находящейся около нашего поселка и являющейся историческим памятником Красноярского края. В 90-х годах здесь были найдены неолитические захоронения, а также следы, оставленные в пещерах армией адмирала Колчака.

Так как особенностью подросткового возраста является стремление к самостоятельным действиям без расстановки акцентов и при отсутствии оформленных, стабильных интересов, то в 7-9-х классах при изучении истории, граждановедения, обществознания я предлагаю ребятам попробовать свои силы в:

исследовательских проектах;

социальных пробах;

моделировании исторических событий.

Результатами деятельности учащихся становятся словари культурно-исторических понятий; реклама культурно-исторической эпохи; интервью с представителем определенной эпохи; кроссворды, викторины, характеристики исторических деятелей и событий, игры; поделки, модели, макеты, газеты, маски, коллажи; подготовка и проведение элемента урока или занятия целиком в роли учителя; описание своих ощущений от прожитого, увиденного, услышанного.

В 10-11-х классах формируется устойчивое мировоззрение, поэтому для меня важно опираться на потребности и стремления учащихся, направленные на отдаленную перспективу, осмысление собственного будущего и вариантов социального развития общества. Для юношей характерно так называемое философствование, проявляющееся в попытках обобщить увиденное, собственный опыт, а также стремление выбирать, оценивать. Поэтому практикую следующие способы работы:

исследование исходного состояния проблемы, события;

прогнозирование - выявление перспектив развития событий или общественных явлений в прошлом или будущем. Примерные темы: «Россия в 1917 году», «Россия на перепутье», «Глобальные проблемы современности» и т.п.;

описание возможных сценариев протекания как будущих, так и прошедших событий, воссоздание того, чего не было или пока еще нет;

проектирование.

3. Для того чтобы эффективно вести исследовательскую деятельность, учащиеся должны владеть определенной базой знаний и необходимыми познавательными умениями. Поэтому включение учащихся в исследовательскую деятельность, на мой взгляд, должно проходить поэтапно. Исследовательская деятельность состоит из четырех этапов, которые характеризуют самостоятельный поиск ученика:

1. Изучение условий задачи. Выясняется сущность возникшей проблемы и выявляются важнейшие данные, которые можно использовать для ее решения.

2. Создание общего плана действий (разработка стратегий решения проблемы).

3. Разработка тактики решения: выбор того или иного конкретного метода решения.

4. Сопоставление результатов с исходными данными (если согласованности нет, то исследовательская деятельность продолжается).

При обучении исследовательскому методу в учебном процессе необходимо придерживаться, на мой взгляд, дидактических требований, сформулированных М. Клариным1:

у школьников должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися у них знаниями и представлениями о каком-нибудь предмете, событии;

новая информация должна быть понятна и доступна для учащихся;

новые идеи должны быть явно полезнее старых, уже имеющихся у детей.

На начальном этапе обучения исследованию я предлагаю алгоритм решения проблемы, то есть жесткую последовательность шагов для ее решения. Например:

1. В задаче сказано, что ...

2. Значит ...

3. А так как мы знаем, что ...

4. Значит (делается вывод) ...

Также учащимся дается памятка для решения проблемных задач:

1. Внимательно прочтите условие задачи.

2. Обдумайте данные и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3. Если в условии не хватает каких-либо данных, найдите их в учебной или дополнительной литературе.

4. Свое решение обязательно докажите. Если из условия задачи вытекает несколько выводов, каждый из них нужно доказать.

5. Проверьте, нет ли в условии данных, противоречащих вашему решению.

6. Проверьте, полон ли ваш ответ, и сделайте вывод.

Когда ребята освоят данные способы деятельности, я знакомлю их с моделью «Обучение исследованию», предложенной Д.Г.Левитесом2.

1. Столкновение с проблемой.

2. Сбор данных - «верификация».

3. Сбор данных - экспериментирование.

4. Построение объяснения.

5. Анализ хода исследования.

6. Выводы.

Несколько занятий я посвящаю знакомству с форматом исследования (описание действий учащихся при проведении исследования и его этапов) гимназии «Универс» №1 г. Красноярска, Института педагогики и психологии развития. Данный формат исследования, по моему мнению, удобен и понятен ученикам. Наиболее эффективно работа в этом формате исследования проходит на уроках обществознания в 11-м классе по темам, посвященным древним и современным цивилизациям.

Большое внимание уделяю организации совместных с учащимися исследований по предмету, для чего приобщаю учащихся к школьному НОУ «Гаудеамус». Результатом этой деятельности являются рефераты, в разные годы победившие на районном конкурсе НОУ, по темам: «Крещение Русских земель: проблема выбора веры» (Ирина Кирина, 9-й класс); «Язычество древних славян», «Двоеверие на Руси как необходимое условие принятия монотеистической религии» (Екатерина Андреева, 9-й класс).

4. Особое значение в процессе культурного самоопределения я уделяю созданию условий для развития рефлексивных умений. Целью рефлексии может быть выявление и осознание основных компонентов деятельности (ее смысла, типов, способов, проблем, путей их решения, полученных результатов и т.п.).

Без умения рефлексировать, без понимания способа учения учащиеся не смогут присвоить те знания, которые они добыли. Также рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, пересмотреть цели дальнейшей работы, скорректировать свое обучение. Способы для этого применяются самые разные: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, темы, четверти, года, а также опрос:

Чему вы научились?

Что вы узнали нового?

Какие знания помогли решить данную проблему?

Каких знаний вам не хватало и чем вы воспользовались?

Какие действия ваших друзей помогали вам решить эту проблему? Какие мешали? (Если работа была групповая).

Что является основанием вашей уверенности?

Что вызвало у вас сомнения? И почему?

Что вы сможете применить на других предметах?

Изобразите символ или цвет занятия.

Рефлексию я провожу в конце учебного года для получения общей картины усвоения пройденного материала и уровня удовлетворенности учащихся данным курсом, в конце темы или модуля, а также в конце урока или какого-либо элемента урока, например после проблемного задания или имитационной игры. Задача имитационной игры - эмоционально «разогреть» ребят, подготовить их к дальнейшей работе. Во время игры они начинают понимать, что могут свободно излагать свою точку зрения, что не бывает неправильных ответов, что на многие вопросы нельзя дать однозначный ответ, что совместными усилиями легче решать самые сложные проблемы. Во время игры школьники приобретают жизненный опыт, а затем, в процессе рефлексии, «переживают» эту ситуацию еще раз, но уже на уровне анализа, оценивают свои и чужие действия и принятое решение. В своей педагогической деятельности я применяю имитационные игры «Потерпевшие кораблекрушение», «Вертушка», «Поток», «Аукцион», «Вавилон» и т.д.

Важным условием для культурного самоопределения ребенка и формирования его гражданской позиции является внеклассная работа по предметам. С 1998 года я руковожу школьным кружком детского художественного творчества «Гармония». В совместной деятельности происходит развитие творческих и психических способностей учащихся, художественных знаний, умений и навыков, приобщение к истокам русского народного творчества. Одним из результатов деятельности кружка является выставка индивидуальных и групповых работ на первом этаже нашей школы и издание ежемесячного историко-культурного календаря.

С 2002 года с группой ребят мы организовали «Совет старшеклассников», который в перспективе станет функциональным органом самоуправления школы. Это, на мой взгляд, важная часть гражданского и патриотического образования. Так как дети впитывают все то, что происходит вокруг них, все школьные события, отношения внутри школьного коллектива становятся частью детского образования. Именно в органах школьного самоуправления учащиеся получают первый опыт гражданского поведения.

Оценивание и мониторинг развития учащихся

Предметом исследования в педагогической деятельности является мониторинг развития способностей учащихся:

1) освоение системы историко-культурных понятий (знание, понимание, применение);

2) определение уровня интеллектуального развития (анализ, синтез, сравнение);

3) определение уровня исследовательских способностей (элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность).

Результаты исследования я использую для адекватного оценивания деятельности учащихся.

Оценивание производится следующими способами. Во-первых, выделены уровни:

низкий (0 баллов);

средний (1 балл);

высокий (2 балла).

Во-вторых, оценивается не только результат деятельности и способ его представления, но и выбор источников информации и методов решения, а также методологические, организаторские и коммуникативные умения учащегося.

Я провожу мониторинг в начале учебного года, по завершении изучения тем или модулей и в конце года.

Диагностика осуществляется в основном по методике, предложенной учеными санкт-петербургской школы3. Для мониторинга применяю следующие методы исследования:

1) Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2) Эмпирические: наблюдение, диагностика, анкетирование, контентанализ (качественный анализ ответов и работ учащихся), беседа.

3) Математические: шкалирование.

Результаты диагностики заносятся в материалы исследования, по которым впоследствии определяется личностный рост каждого учащегося. Я считаю, что совокупность перечисленных мною форм и методов педагогической деятельности имеет право называться системой, которая представлена на схеме № 2.

Светлана ЧЕРНЫШЕВА, учитель истории, обществознания и МХК Солонцовской СШ Емельяновского района, учитель года Красноярского края-2003