С одной стороны, изменяется содержание образования - преодолевается односторонний подход к проблемам, расширяется круг рассматриваемых фактов и их трактовок, с другой - возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы не только увязать разнообразие предлагаемых исторических концепций в единую систему знаний, но и сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном мире.

Принципиальное отличие разрабатываемых концепций преподавания от имеющихся ранее состоит в попытке реализовать личностно-ориентированное образование, его деятельностную и культурологическую составляющую, сохраняя при этом традиционную фундаментальность и универсальность знания.

Современная педагогическая наука предлагает массу идей для практического воплощения в новых социальных и психолого-педагогических условиях. Доктор педагогических наук А.В.Хуторской предлагает включить в структуру образования общепредметное содержание. В имеющихся стандартах заложена предметно-ориентированная концепция, которая дает возможность формировать лишь предметные компетенции. Однако тенденции мирового социально-экономического и политического развития указывают на необходимость формирования метапредметных (ключевых) компетенций. В современных условиях знания и умения как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны, чтобы быть успешными в информационном обществе. Для человека чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой формирования компетентностей.

Под ключевыми компетенциями сегодня понимают наиболее общие (универсальные) способы действия, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результаты в личной жизни и профессиональной деятельности. Исходя из этого, к ключевым компетенциям можно отнести:

1. Ценностно-смысловую компетенцию, включающую мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир, выбирать целевые установки для своих поступков. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.

2. Общекультурную компетенцию, обеспечивающую осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре, закладывающую основы духовно-нравственной жизни человека.

3. Учебно-познавательную компетенцию, предполагающую возможность самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

4. Информационную компетенцию, которая формирует умение самостоятельно, при помощи информационных технологий искать, анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.

5. Коммуникативную компетенцию. Включает знания необходимых языков и способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе.

6. Социально-трудовую компетенцию. Означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной, социально-трудовой, экономической, семейной сферах и т.д. Ученик овладевает минимально необходимыми навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенцию личностного самосовершенствования, которая направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Выражается в развитии необходимых личностных качеств. («Ключевые компетенции и образовательные стандарты». Доклад А.В.Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО от 23 апреля 2002 г.).

Компетентностный подход может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.

Образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих становлению ключевых компетенций. Речь идет как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса в традициях практико-ориентированного образования. Таким образом, современное образование должно быть ориентировано на проектирование учебно-практических ситуаций, в которых действует учащийся. Необходимо коренное изменение учебных курсов, построенных в форме практикумов.

В современных курсах истории и обществознания изменяется содержание, идет обновление учебного материала, включаются новые разделы и темы, необходимые для подготовки к жизни в современном обществе, но они ориентированы в большей степени на изложение и запоминание материала. Подчас у школьников нет возможности обобщить все полученные знания о природе, обществе, человеке, что не позволяет обеспечить целостное восприятие мира.

На наш взгляд, уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный и компетентностный подход к изучению общественных дисциплин и предметов естественно-научного цикла.

Реализация такого подхода дает возможность:

обеспечить целостное восприятие мира, сформировать системные знания, адекватные современному уровню,

сформировать ценностные ориентации старшеклассников на основе идей демократии, гуманизма, уважения прав личности, толерантности,

ориентировать молодежь на уважение к традициям и культуре своего и других народов,

способствовать адаптации молодежи к меняющимся социальным условиям жизни,

способствовать разностороннему развитию детей, формированию процессуальных умений (современных ключевых компетенций),

развить устойчивые познавательные интересы и творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности,

снизить нагрузку на учащихся.

Изучив имеющуюся учебную и методическую литературу, я предлагаю разработки интегративных уроков по курсам «Обществознание» (раздел «Современный мир») и «Всеобщей истории» (раздел «Мир во II половине XX века»).

(См. таблицу 1).

В психолого-педагогическом и дидактическом плане я ориентируюсь на деятельностный подход к обучению. В соответствии с этим при реализации курса предполагается:

опора на уже имеющиеся знания учеников, полученные в основной школе по всем предметам;

усиление аналитической стороны в изучаемом предмете;

организация всевозможных диалоговых форм обучения;

проблемный подход к изучению материала, допускающий «укрупнение», «блоковую подачу» материала;

активное использование творческого потенциала самих учащихся.

Вышеизложенным требованиям в полной мере соответствует жанр учебной задачи. Сегодня нельзя пока говорить о стройной теории гуманитарной учебной задачи, однако ее основная идея созвучна компетентностному обучению: научить находить знания и применять в ситуациях, имитирующих реальные.

Предлагаемые далее краткие методические рекомендации позволяют на практике организовать познавательную деятельность учащихся, развить устойчивые познавательные интересы, сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Разработки уроков не содержат вопросов по проблемам современной России, т.к. они изучаются в рамках курса истории России.

Тема «Экономическое развитие современной цивилизации».

Учащимся предлагается, используя учебные пособия по истории и географии, дать анализ экономического развития стран Европы и США в конце XX века по определенному плану.

В ходе проверки задания обсуждаются вопросы:

- основные тенденции экономического развития,

- соотношение рыночного и государственного механизмов регулирования экономики в современных условиях,

- перспективы развития мировых экономических центров.

Тема «Современный этап научно-технической революции»

Основой урока-конференции станут подготовленные в соответствии с индивидуальными интересами (или в целях профориентации) сообщения на темы (примерные): «Освоение космического пространства», «Генная инженерия», «Биотехнологии», «Мировая информационная сеть», «Новейшие открытия в физике (биологии, химии) и их применение в современном промышленном производстве», «Применение новейших открытий в сельском хозяйстве (на транспорте, в медицине и т.д.)», «Компьютерная революция», «Развитие средств связи» и т.д. Учащимся предлагается выделить характерные черты и противоречия современного этапа НТР, предложить возможные пути устранения противоречий.

Тема «Социальная структура современного западного общества и социальные отношения»

Предлагается составить пары (причина - следствие), характеризующие социально-экономическое развитие современного мира (задание направлено на выявление взаимосвязи всех сфер деятельности человека). Например: интенсификация промышленного производства на основе НТР - увеличение доли населения, занятого в промышленном производстве.

Используя материал учебного пособия О.С.Сороко-Цюпа «Мир в XX веке», учащиеся заполняют таблицу. (См. таблицу 2).

В качестве творческого домашнего задания предлагается нарисовать словесный портрет представителя одной из социальных групп или составить буклет одного из движений.

Тема «Нации и межнациональные отношения в современном мире»

Основные задания направлены на выявление двух основных тенденций развития межнациональных отношений.

Возможны краткие сообщения учащихся на темы: «Движение за автономию Шотландии и Уэльса», «Национальные проблемы в постсоциалистической Чехословакии», «Национальные и этнические конфликты в Югославии», «Движения сикорсов в Индии», «Движение тамилов», «Индо-мусульманская проблема», «Чернокожее население Европы и США», «Межэтнические конфликты в Бельгии», «Проблема франкоязычного населения в Канаде», «Межэтнические конфликты в Испании», «Европейский союз». В сообщениях необходимо осветить вопросы:

- причины и история конфликта,

- суть проблемы,

- возможные пути урегулирования.

В ходе беседы выделяются основные идеи современного цивилизационного подхода к решению национальных проблем, рассматриваются вопросы гармонизации межнациональных отношений.

Тема «Современная цивилизация и политическая жизнь».

Учащимся предлагается дать анализ политического развития стран Европы и США в конце XX века по определенному плану.

В ходе проверки задания обсуждаются вопросы:

- модели общественно-политического развития стран, их численное соотношение,

- причины демократизации политических режимов,

- почему для большинства стран Азии и Африки эта тенденция не стала определяющей.

Тема «Духовные ценности современной цивилизации»

Учащиеся получают опережающее задание найти наглядные материалы (фотографии, статистические данные, печатные материалы, альбомы по современному искусству, книги современных писателей, аудио- и видеозаписи, программы ТВ), иллюстрирующие уровень и основные направления развития искусства, литературы, образования и т.д.

Оформляется выставка, в ходе беседы выявляются основные тенденции развития культуры, определяются духовные ценности современной цивилизации. Использование Internet-ресурсов - один из возможных вариантов подготовки домашнего задания (проведения урока). Наглядное знакомство с экспозицией музеев, Web-страницами общественно-политических организаций и т.д. пополнит представления учащихся об уровне развития культуры.

В качестве творческой работы предлагаются темы сочинений: «Культура есть мера человеческого в человеке», «XX век - Ренессанс или Возрождение?».

Тема «Веротерпимость и свобода совести - важнейшие духовные ценности. Роль религии в современном мире»

Религиозные взгляды - личное дело каждого человека, поэтому изучение темы требует от педагога тактичности, толерантности. Главная задача: характеризуя возрастающую роль религии в современном мире, определить причины и возможные последствия этого явления.

В качестве актуализации полученных ранее знаний учащимся предлагается «Текст с пропусками».

Древнейшей из мировых религий является..., а самая поздняя по времени возникновения... В IV-VIII вв. вырабатывалась догматика третьей мировой религии... В 1054 году... раскололось на два самостоятельных направления:... и ..., а в XVIII в. в Европе в результате Реформации появилось его третье направление - ... Основы православного учения сформулированы и закреплены в..., а Коран - священная книга... Жизнь человека есть страдание, чтобы избавиться от страданий надо избавиться от желаний, что возможно путем достижения..., считают последователи... Вмешательство во все сферы жизни человека, подчинение их религиозным законам - характерная черта... Основные нравственные правила христиан:...

Можно предложить учащимся подготовить сообщения о новых формах деятельности мировых церквей «Исламизация: плюсы и минусы», «Особенности современного буддизма», «Христианство на пороге XXI века», «Новые нетрадиционные религии».

Вопросы для дискуссии:

- причины возрастания роли религии в современном мире,

- взаимоотношения науки и религии, знания и веры.

Тема «Глобальные проблемы современности и пути их решения»

Глобальные проблемы современности (ГПС) рассматриваются в курсах географии, физики, химии, биологии, ОБЖ. В данном курсе обобщаются знания учащихся, акцентируется внимание на социальных аспектах и путях решения проблем. Один из вариантов проведения урока - использование «метода проектов». На вводном уроке учащиеся знакомятся с сущностью, особенностями, причинами возникновения, классификацией ГПС.

Учащимся предлагается выполнить групповые проекты по направлениям: «Военные катастрофы и угроза миру», «Преодоление экономического отставания стран третьего мира, «Проблемы экологии», «Проблемы ресурсов», «Демографическая проблема», «Сохранение здоровья человека» и т.д. Группы представляют материал в форме плакатов, стендов, буклетов (по выбору), отражающих:

- актуальность и значимость,

- сущность проблемы,

- предлагаемые пути решения.

Оформляется выставка работ учащихся.

Тема «Мировая цивилизация в XXI веке»

В ходе урока необходимо охарактеризовать типы современных цивилизаций, выделив их характерные черты. Повторительно-обобщающее задание: назвать основные тенденции экономического, политического, социального, духовного развития современного мира, тем самым определить характерные черты информационного общества.

Учащимся предлагается выполнить творческое задание (в любой художественной форме) «Каким я вижу современный мир?».

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, учитель истории и обществознания университетского лицея г. Петрозаводска, учитель года-2003 Республики Карелия