В ​2010-2011 учебном году в СЗАО для осуществления пилотной апробации в рамках городской экспериментальной площадки «Компетентностный подход в формировании образовательно-познавательной среды начальной школы» были определены 16 образовательных учреждений (№№1874, 702, 69, 1619, 1010, 138, 1431, 882, 1058, 116, 883, 599, 1743, 1943, 1387, 1298), в которых открылись 36 пилотных классов.

Успешное внедрение ФГОС невозможно без подготовки кадров. Одной из главных задач нашего округа стало открытие стажировочных площадок для осуществления консультативно-тьюторского сопровождения учителя в области организации и использования ИКТ насыщенной образовательной среды. Обеспечение пилотных школ СЗАО учебным оборудованием и техническими средствами, наличие подготовленных квалифицированных кадров из числа учителей этих ОУ позволило создать необходимые условия для организации на базе некоторых пилотных школ стажировочных площадок.
В соответствии с Концепцией информатизации образовательного процесса МИОО организовало курсы «ИКТ-компетентность учителя начальных классов», которые в СЗАО проходят в образовательных учреждениях №№1874, 883,1619, 599, 1943, 1387. В округе сегодня преподают 17 учителей - тьюторов начальной школы: C.Петрова, Т.Николаева, Г.Гаврилова, Т.Гонорская, А.Данилова, А.Дугина, Е.Кожина, И.Бердников, В.Горшкова, Т.Свирина, А.Костюкова, О.Кулешова, Ю.Пермякова, Г.Селезнева, Н.Кощеева, М.Колосова, А.Костяненко.
Методическая работа выстраивается по таким направлениям: информирование родительской общественности; разъяснительная работа по вопросам внедрения ФГОС на уровне образовательных учреждений; обучающие мероприятия для заместителей директоров, учителей начальной школы, психологов с целью организации их деятельности по вопросам введения и реализации ФГОС.
Для эффективного и целенаправленного взаимодействия окружного методического центра и образовательных учреждений для начальной школы Северо-Западного округа проводят разнообразные семинары, «круглые столы», мастер-классы, практико-ориентированные занятия с педагогами, модульные курсы, организационно-деятельностные игры, конференции, открытые уроки и многое другое. Методисты начального общего образования ОМЦ (Е.Калыгина, Л.Прокофьева, Е.Яковлева, Н.Дьяконова) предложили новые формы работы по методическому сопровождению школ I ступени - пилотные дни и дни методической поддержки для разных категорий педагогических работников начальной школы. Ежемесячно у педагогов начальной школы проходят встречи с представителями МИОО, МЦКО, АПКиППРО, авторских коллективов образовательных систем «Школа 2100», «Школа России», «Перспектива», «Гармония», «Школа XXI века».
Одним из важных компонентов ФГОС стала основная образовательная программа. В течение 2010-2011 учебного года методисты ОМЦ проводили занятия по написанию основной образовательной программы начального общего образования с приглашением заведующей лабораторией начального общего образования МЦКО Е.Матвеевой в рамках организации окружного пилотного дня.
Организованные методистами СП НОО встречи с заведующей лабораторией начального общего образования МИОО А.Якушкиной помогали ответить на вопросы по внеурочной деятельности, работе в информационном пространстве, по использованию учебного и компьютерного оборудования в образовательном пространстве.
В марте 2011 года структурное подразделение начального общего образования ОМЦ провело 26 открытых уроков «ФГОС. Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе» для учителей округа, которые дали пилотные школы. По инициативе методистов начального общего образования с пилотными учителями 1-х классов на базе округа был проведен цикл практико-ориентированных занятий с Е.Восторговой по теме «Проектирование и анализ урока в условиях реализации системно-деятельностного подхода». Учителя первых классов смогли продемонстрировать умения организовывать образовательный процесс с использованием предметно-развивающей среды, компьютерного оборудования, владение технологией системно-деятельностного подхода, на котором строится обучение в условиях внедрения ФГОС.
В ноябре 2011 года в рамках фестиваля педагогического мастерства в Северо-Западном округе в начальной школе состоялся месячник «Современный урок-2011». 35 учителей Северо-Западного округа дали открытые уроки с использованием современных форм, приемов и технологий. Педагоги на уроках вовлекали детей в деятельность, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно, решали вместе с ними поставленную учебную задачу через преобразование, поиск, действие с учебным материалом в незнакомой ситуации.
Посещая уроки учителей начальной школы, мы отметили, что сегодня небольшая часть педагогов готова работать в новых условиях. Многие учителя просто растеряны, эмоционально подавлены. Это состояние для них тревожно, поэтому многие ищут возможности поучиться, чтобы компенсировать свои пробелы. Методисты ОМЦ СЗОУО подготовили учебную программу по теме «Готовность учителя начальных классов к эффективной профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС» (модульные курсы повышения квалификации на 36 часов).
Целевая установка программы: оказать педагогам теоретическую и практическую помощь в осмыслении концептуальных основ, структуры и содержания федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в освоении требований к личностным и профессиональным компетентностям учителя начальных классов.
В настоящее время на стадии внедрения в практику находится одна из самых инновационных для начальной школы и методической службы форма работы - дистанционное информирование, обучение и работа в информационном пространстве, в котором выложена вся необходимая для организации образовательного процесса и процесса перехода на ФГОС нормативно-правовая и методическая информация.
На сайте nachalka.seminfo.ru для учителей в ходе курсов повышения квалификации «Информационная компетентность учителя начальной школы» открывается личное информационное пространство, в котором отражается деятельность учителя и учащихся. Работу педагогов в информационном пространстве контролируют посредством мониторингов, проводимых ЦИТУО, МИОО, методистами округа. Результаты мониторингов показывают, что не только учителя работают на личных информационных пространствах (содержательное изменение и наполнение пространства: наличие тематического планирования, отражение внеурочной деятельности, работа с цифровыми образовательными ресурсами, организация дистанционного обучения и общения), но и учащиеся (работа в форумах, выполнение предлагаемых заданий, проектные работы).
Педагоги начальной школы, реализующие концепцию «Школы информатизации», ведут свои образовательные пространства на городском портале mioo.seminfo.ru. Это учителя школ №№830, 882, 1056, 1295, 1298, 1339, 1387, 1399, 1874. Авторами наиболее функциональных и содержательных курсов стали учителя С.Петрова (ЦО №1874) и Е.Юрасик (школа №1399). Лучший опыт среди педагогов СЗОУО в освоении информационной среды и организации взаимодействия учащихся на смотре образовательных пространств «Наша начальная школа: современный учитель, новый стандарт, информационное пространство» в рамках XV Российского образовательного форума в Сокольниках 19-22 апреля 2011 года представила учитель ГОУ ЦО №1874 С.Петрова.
Итогом первого года совместной работы с пилотными образовательными учреждениями стала организация окружной конференции, куда были приглашены представители научно-педагогического сообщества Е.Матвеева, Е.Восторгова, А.Якушкина, П.Степанов, те люди, которые в течение всего года оказывали профессиональное сопровождение и методическую поддержку педагогов пилотных школ и учителей СЗАО.
На конференции был представлен опыт работы 16 пилотных школ по направлениям:
    проектирование основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении;
    новые технологии обучения, педагогический инструментарий учителя;
    способы организации образовательной среды в школе;
    работа в информационном пространстве.
19 ноября 2011 года в рамках городского научно-практического проекта «Наша новая начальная школа» состоялся форум учителей начальных классов. Окружной методический центр СЗОУО принял активное участие в работе этого форума учителей начальных классов. От Северо-Западного округа там присутствовали более 70 руководителей ОУ, заместителей руководителей ОУ, учителей начальных классов, педагогов-психологов, работников дошкольных учреждений, родительской общественности, а также методистов и специалистов управления образования.
В программу форума вошли семинары по вопросам эффективного использования новых информационных и педагогических технологий, «круглые столы» по наиболее важным проблемам начального образования, мастер-классы лучших педагогов города Москвы, выставка работ педагогов и учащихся.
На стендовой выставке СЗОУО был представлен материал по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях. Опыт работы освещали учителя - тьюторы округа из школы №599 (Т.Гонорская, А.Данилова.), школы №69 (А.Костюкова), ЦО №1943 (О.Кулешова).
«Круглый стол» «Адаптация к школе и воспитание школой» для учителей начальной школы был организован старшим методистом начального общего образования ОМЦ СЗОУО Е.Калыгиной и педагогами ЦО №1619 Е.Кожиной, И.Бердниковой, В.Горшковой, Т.Свириной, школы №1387 Г.Селезневой. На «круглом столе» в обсуждении актуальных тем адаптационного периода первоклассников приняли участие педагоги Зеленограда, ЦАО, ЮЗАО, СВАО, САО.
Педагоги ЦО №1874 Т.Николаева, С.Петрова, Г.Гаврилова провели мастер-класс «Мультфильмы своими руками» для руководителей и заместителей руководителей ОУ. Живой интерес мастер-класс вызвал также у педагогов и родительской общественности, пожелавших посетить мероприятие, из разных округов Москвы.
В личном послании методистам от лица Натальи Шерри, Елены Булин-Соколовой, Анны Якушкиной и всех организаторов форума учителей начальной школы окружному методическому центру СЗОУО была выражена благодарность за активное участие, за неравнодушное, личное отношение к организации и проведению выставочных мероприятий, «круглых столов» и мастер-классов.
Организуя методическую работу в СЗАО со всеми школами, методисты начального общего образования исходят из того, что педагоги должны иметь возможность не только получать знания по тому или иному вопросу, но и проявлять себя, пробовать свои силы в разных видах деятельности, используя свои знания на пути самопознания и самосовершенствования. Мы будем использовать все возможности для организации открытых уроков, семинаров, «круглых столов», мастер-классов, для того чтобы педагогическое сообщество обретало все больше уверенности в достижении целей, поставленных перед начальной школой федеральными государственными образовательными стандартами.

Е.КАЛЫГИНА, старший методист структурного подразделения основного среднего образования
отдела начального общего образования ОМЦ СЗОУО