На заочном этапе конкурса из 30 участников были отобраны 15, которые давали открытые уроки и защищали педагогические концепции.

Интересно провела свой урок-путешествие по Германии Татьяна ВОРОНКОВА. Это было не традиционное перечисление городов и достопримечательностей, а практикум «Как совершить удачное путешествие по Германии». Татьяна Евгеньевна учила детей, как заполнять документы на визу, как, путешествуя автостопом, объяснять, куда ты едешь, как вести себя, не нарушая немецких обычаев. Например, оказывается, в магазине нельзя трогать товар руками, пока ты его не купил. Говорила учительница о том, как правильно собирать багаж, напомнила, что необходимо выяснить, какая погода там, куда ты едешь, в то или иное время года.

На уроке русского языка Светланы МУРЗАБЕКОВОЙ ребята изучали особенности художественного текста на примере статьи о земляке-иконописце Григории Журавлеве. Он, родившийся без рук и ног, держал кисть зубами. Светлана Николаевна показала, как можно совместить изучение русского языка и получение новой, интересной для ребенка информации с гражданским воспитанием.

В каждой из пяти номинаций был определен победитель:

«Гражданское образование и патриотическое воспитание» - учитель русского языка и литературы Зуевской СШ Светлана Мурзабекова;

«Педагогический артистизм и вдохновение» - преподаватель немецкого языка СШ №133 г. Самары Татьяна Воронкова;

«Компетентностно-ориентированное образование» - биолог СШ №4 г. Сызрани Татьяна ЛАШКИНА;

«Информационные технологии в образовании» - учитель информатики СШ №28 г. Самары Елена ГРИГОРОВА;

«Здоровьесберегающие технологии» - инструктор по физическому воспитанию д/с №92 г. Тольятти Наталья КРЕЧЕТОВА.

Им, финалистам конкурса, предстояло провести уроки-импровизации на общую для всех тему: «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» (О. Бальзак). Как всегда, роль учеников исполняли учителя.

Татьяна Лашкина показала вводный урок к курсу биологии для учащихся 6-х классов. Она построила занятие на сравнении того, что изучают биология и другие предметы, например химия или физика. Отвечая на вопросы Татьяны Николаевны, ее взрослые ученики пришли к выводу, что биология изучает живую природу, а все остальные предметы - неживую.

На уроке Светланы Мурзабековой «восьмиклассники» готовились к домашнему сочинению «Люби и знай свой край». Учительница под музыку читала текст Успенского о Самарской области, ученики искали в нем тематические предложения, ключевые слова, определяли для себя, за что и почему они любят свой край.

Елена Григорова знакомила «учеников» с основными видами кодирования: они разгадывали ребусы, анаграммы, тарабарские грамоты.

Наталья Кречетова провела урок физкультуры в детском саду. «Дошколята» узнали, почему они утром чистят зубы, делают зарядку, гуляют, а вечером ложатся спать.

Татьяна Воронкова на своем уроке немецкого языка «Подготовка к фруктовой вечеринке» для изучения новых слов использовала все сенсорные возможности «второклашек»: зрение, вкус, слух и обоняние. Иллюстрации, фильмы, аудиокассеты традиционно применяются в школах при изучении иностранных языков. Татьяна Евгеньевна не только произносила новые слова и показывала их на картинке. Она предложила следующую методику изучения новой лексики: завязывала ребятам глаза и ставила на парту блюдце с кусочками фруктов. Ученик должен был определить по запаху и вкусу, что это за фрукт, и назвать его по-немецки. Урок получился очень живой и веселый. В заключение ребята вместе с Татьяной Воронковой спели веселую немецкую песенку о фруктах. А в качестве домашнего задания ученикам было предложено из изученных на уроке фруктов приготовить блюда на свой вкус и принести их в школу.

Именно Татьяна Воронкова стала учителем года Самарской области-2004. Она получила губернаторскую премию и позолоченного пеликана.