Одним из самых значимых событий 2011 года для меня стал спектакль «Будденброки», поставленный Миндаугасом Карбаускисом в начале года в РАМТе. Сагу о жизни нескольких поколений семьи богатых буржуа Будденброков, исследование причин ее взлета и падения, рассказанную Томасом Манном, сложно перевести на язык театра, и инсценировка не обошлась без серьезных купюр. Спектакль Карбаускиса фиксирует внимание на эпизодах, разворачивающихся после смерти старого Будденброка, акцентируя внимание на тех событиях, когда каждый из членов рода, жертвуя чем-то личным (любовью ли, призванием) ради славы фамилии, вольно или невольно становится виновником ее исчезновения.
Тяжесть и массивность интерьеров (художник-постановщик Сергей Бархин) создают атмосферу повествования о семье, исповедующей твердую веру в незыблемость традиций. О личном, затаенном рассказывают детали. К примеру, ридикюль Консульши. Поначалу это символ благосостояния и материнского чувства (из него она достает очередную субсидию для непутевого сына). Подкрадывается старость, и элегантный костюм сменяют серое платье и старомодная шляпка, но в руках - все тот же изрядно опустевший ридикюль. Она унесет его с собой и в небытие, услышав весть о своей смерти. Каждый штрих, каждая интонация в этом спектакле при всей множественности значений - от бытового до символического - составляют крепкий сплав, единство гармонии.
Заметным событием стала и постановка «Месяца в деревне» Тургенева в Театре им. Маяковского, осуществленная учеником Анатолия Васильева Александром Огаревым. Выбрав не самый простой драматургический материал, он позволил себе его изрядно подсократить, лишить хронологической конкретики и ввести прямые аллюзии с современностью. В оформление спектакля (сценограф Татьяна Виданова) введен фон с огромными маками, напоминающими увеличенную компьютерную заставку, а персонажи вовсю пользуются современными средствами передвижения - скутером и самокатом. Вообще свойственная Тургеневу проникновенная интонация уступает здесь место жесткой иронии, местами едва ли не сарказму, более свойственному чеховскому стилю. Отсюда и гигантский чемодан, в котором до поры герои существуют весьма уютно и лениво, закрывшись от сильных чувств и серьезных проблем. Отсюда элементы цирка и даже эстрады.
Фантазия режиссера порой кажется избыточной, заслоняющей, по сути, простой сюжет: светская дама Наталья Петровна (Евгения Симонова) в порыве последней безотчетной страсти к молодому воспитателю сына (Юрий Колокольников) разрушает первую влюбленность своей юной воспитанницы. И представительница известной актерской династии Полина Лазарева (Верочка), лишь недавно вступившая на подмостки, и Евгения Симонова, давно и заслуженно снискавшая любовь зрителей, выводят своих героинь на первый план. Данное у автора намеком превращение юной открытой Верочки в будущую фурию, мстительницу за поруганное чувство, продемонстрировано со всей отчетливой ясностью, как и вся неопределенность героини Симоновой, страсть которой то ли результат томительного летнего безделья, то ли проявление ревности стареющей женщины к чужой молодости. И возможно, главная ценность спектакля - именно в этих актерских работах.
Заступивший на пост худрука Театра им К.С.Станиславского Валерий Белякович выпустил интересную премьеру - «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло. Выбор пьесы лишь на первый взгляд кажется неожиданным, ибо, не испытывая пиетета к классикам, Белякович остроумно и смело трансформирует тексты, приспосабливая их для решения своих задач. Вот и здесь персонажи, жаждущие воплощения, сталкиваются с труппой, которая совсем не похожа на ту, что описана у Пиранделло. Актеры у Беляковича репетируют не гламурную пьесу, как у Пиранделло, а «Макбета», поставленного самим Беляковичем в 1994 году.
На сцене происходит конфликт между мощной, брутальной ратью «Макбета», облаченной в сверкающие кольчуги, и прорвавшимся через зрительный зал странным семейством в черных траурных одеждах и лицами-масками на грани нервного срыва. Это персонажи, ищущие воплощения, жаждущие своей сценической жизни, со страстями и судьбами, не уступающими шекспировским, но замкнутыми в рамки семейных проблем. Смогут ли они найти точки соприкосновения, так же как условный язык, свойственный режиссеру, и стремление к психологизму, к которому тяготеет труппа Театра им. К.С.Станиславского? Будем надеяться, что да.
Но по-настоящему меня поразил открывший этот сезон театра «Сатирикон» спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским». Постановка, преподнесенная Валерием Фокиным к юбилею актера, - подарок, казалось бы, странный: моноспектакль, дотла выжигающий, опустошающий к финалу исполнителя единственной роли - самого юбиляра. Но подарок бесценный, ибо позволяет Райкину проявить безграничность недюжинного таланта, невероятную виртуозность техники, ум, постигающий прихотливые извивы и противоречия человеческой натуры на литературном материале Федора Достоевского (в основе спектакля - повесть «Записки из подполья»). А постановка предполагает переход от личности самого актера к личности его героя, увязающего в мучительной самоидентификации самого себя, в своей исповеди проникающего в страшные тайники обнаженной души.
Здесь все неожиданность, и все необходимость. И декорация, представляющая собой блоки стены, закрывающей зеркало сцены, оставляя для представления лишь узкую полоску авансцены (Александр Боровский), и музыка (Александр Бакши), то ерничающая современным рэпом, то врывающаяся нервной темой танго, то словно вторящая прерывистому дыханию героя, то взрывающаяся дисгармонией аккордов, и тени видеоинсталляции, и распахнувшееся дуновением ветра окно с тенью развевающейся занавески - приход даже не Любви, а ее предчувствия. Но все это лишь вспомогательные элементы, ибо первенство за актером - народным артистом России Константином Райкиным, главным творцом этого шедевра.
А впереди еще много интересных премьер. Назову лишь одну - «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга Театра Наций (на момент написания материала она еще не состоялась) в постановке немецкого режиссера Томаса Остермайера с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым.

P.S.  Полную версию обзора читайте на нашем сайте. В новом году мы продолжим разговор о заметных российских спектаклях. Следите за нашими публикациями.