Для педагогического образования очень важен принцип многопрофильности, чтобы учитель не был замкнут только в знаниях в области педагогики и образования, а чтобы он владел правовыми, экономическими знаниями, чтобы он был широко культурно образован. Необходимо также, чтобы педагогический вуз владел и возможностью научно-исследовательской деятельности. В вузе должны быть научные школы, которые способны производить федеральные учебники, фундаментальные труды, электронные учебно-методические пособия.
Я бы еще отметил такой важный элемент подготовки учителя в современных педагогических вузах, как наличие информационно-коммуникативной среды. Сюда относятся инструментарий, техника, кадры, способные эту технику применять и учить этому будущих учителей.
Среди направлений в новых условиях важно освоить новые виды педагогической практики. У нас была стажерская практика на 5-м курсе, которая длилась целый год. В условиях бакалавриата она, естественно, не может быть такой длительной, поэтому те 16 недель, которые положены по программе бакалавриата, надо очень умно и ответственно распределить. Здесь идет речь о том, чтобы на базе школ, с которыми мы сотрудничаем, были организованы постоянные стажировочные площадки для наших выпускников.
2. Я спокойно отношусь к передаче педагогических вузов классическим университетам, считаю, что самодостаточный педагогический университет должен быть многопрофильным. Он даже может стать базовым федеральным центром для подготовки педагогических кадров. Готовить учителя в первую очередь должен хороший вуз, вуз успешный. Поэтому, мне кажется, в хорошем педагогическом вузе должно обязательно присутствовать не менее 25-30% программ классического университета. А если в вузе готовят только по педагогическим специальностям, безусловно, в фундаментальном отношении он будет серьезно отставать, и ничего плохого нет, если такой вуз вливается в какой-то классический университет.
Мы могли бы строить магистратуру для выпускников классических университетов и, наоборот, мы могли бы направлять своих бакалавров в магистратуру классических университетов. Сейчас мы с МГУ заключаем договор по проблемам совместной деятельности в подготовке учителей, в частности с педагогическим факультетом, который работает там уже довольно долгое время.
3. Относительно проблем я могу сказать, что, к сожалению, на данный момент в принципе невысок престиж учителя, педагогического труда. Во-вторых, тесно связанный с ним вопрос: в большинстве регионов в отличие от Москвы еще очень низкая заработная плата учителей. Кое-где она опускается до 6-8 тыс. руб., что является недопустимо низким уровнем.
На нашем форуме с мест, из региональных педвузов, звучала неудовлетворенность с точки зрения оснащения современным оборудованием, прежде всего компьютерным, мультимедийным, современным программным продуктом. Переход на новые стандарты требует очень серьезного укрепления материальной базы каждого педагогического вуза.
Я думаю, что еще одной болевой точкой является то, что многие педвузы не имеют возможностей для преемственности педагогического образования. Я сторонник того, чтобы педагогические вузы были наполнены программами среднего педагогического образования. Я имею в виду включение колледжей в состав педагогических университетов. В последний год такая тенденция подготовки по другим направлениям профессионального образования ведется Министерством образования и науки РФ.
И еще одна проблема, которую затронул на нашем форуме руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина: он порекомендовал университетам, в частности нашему университету, иметь в своем составе гимназию, школу или детский сад. К сожалению, нынешнее законодательство не позволяет нам этого сделать, так как соучредительство или учредительство образовательного учреждения в Москве закреплено только за Департаментом образования Москвы. Я уверен, что у хороших педагогических вузов есть будущее, есть хорошие возможности стать настоящими центрами подготовки педагогических кадров и сыграть серьезную роль в обновлении российской школы.