В университете осуществлен переход на уровневую систему высшего профессионального образования, разработаны и открыты новые образовательные программы, отвечающие вызовам времени. Новые программы высшего образования построены на основе компетентностной модели выпускника, разрабатывается проблема оценки результатов освоения образовательных программ как комплекса сформированных общекультурных и профессиональных компетенций. Реализуются востребованные в регионе и стране программы бакалавриата и магистратуры «Психологическое сопровождение образования лиц с отклонениями в развитии», «Педагогика и психология инклюзивного образования», «Информационные системы и технологии» и др. ЧГПУ - единственный в регионе вуз, осуществляющий подготовку магистров по программе «Геронтопедагогика и геронтопсихология». Сложилась система организации самостоятельной работы студентов и ее нормативно-правового и учебно-методического обеспечения.
2. Опыт показывает, что в составе классических университетов педагогическое образование играет роль Золушки.
3. Сегодня наша страна, как и весь мир, сталкивается с новыми вызовами, которые обусловили наличие следующих актуальных проблем в сфере образования.
Несовершенство существующей системы подготовки кадров для образования и социальной сферы в целом во многом обусловлено слабой интеграцией научно-педагогических исследований с образовательными программами, реализуемыми на разных уровнях образования, несформированностью единого научно-образовательного пространства, неразвитостью форм и средств реализации академической мобильности обучающихся и научно-педагогических кадров, низкой активностью их участия в международных научно-образовательных проектах. В результате Россия постепенно утрачивает признаваемый ранее международным научным сообществом авторитет в научно-методическом и технологическом обеспечении процессов образования и воспитания человека.
Реализуемые в настоящее время на всех уровнях образования модели организации образовательной деятельности не в полной мере соответствуют динамично изменяющимся социально-экономическим условиям, созданию и поддержанию инновационной образовательной среды, процессам интеграции науки и образования, внедрению в сферу образования новых организационно-экономических механизмов. Это препятствует успешной реализации государственной политики в сфере образования и науки, не обеспечивает системного эффекта от реализации приоритетных национальных проектов и стратегических инициатив. Практически отсутствуют комплексные исследования по разработке теоретических оснований и инновационных практико-ориентированных рекомендаций для реализации идей непрерывного образования.
Современная инфраструктура подготовки специалистов для системы образования и социальной сферы в целом свидетельствует о своеобразном «разрыве инновационной цепочки». Инновационные образовательные технологии недостаточно эффективно внедряются в образовательную практику, а иногда и отвергаются ею. В свою очередь это ведет к усилению консервативности системы образования, стереотипизации сознания специалистов этой сферы, снижению продуктивности их инновационной и проектной деятельности, неиспользованию потенциала современного научного гуманитарного знания в процессе подготовки и переподготовки кадров, в решении стратегических задач образования.
Происходящая в настоящее время дифференциация вузов (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты), а также предполагаемое в рамках проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» преобразование ряда университетов и колледжей в институты приведут к усилению между ними конкурентной борьбы за абитуриентов и к существенному перераспределению финансовых потоков, получаемых вузами.