​Тамара ДЕВЯТКИНА, заместитель председателя правительства Ульяновской области:
Учителя не сирые и не убогие


Я хочу, чтобы и в новом году у нас в области реализовывали программу «Ковровая дорожка» по работе с одаренными детьми. Мы развиваем способности  ребят не только в городских, но и в маленьких сельских школах, малокомплектных, которые мы стараемся не закрывать. У нас в области создан фонд по поддержке таких детей, и чтобы получить поддержку, педагоги должны представить программу работы. Я жду от нового года нового отношения к учителям не только со стороны родителей, власти, но и самого учительства. Если честно, уже надоело слышать от педагогов, какие они бедные, сирые, убогие. Самое плохое, что учителя начинают в это верить, но ведь это не так. Скажем, в 2011 году каждый второй учитель в нашей области получил грантовую поддержку в 128 тысяч рублей, когда бы мы раньше могли подумать, что учитель получит такие деньги?! Есть у нас и губернаторские гранты. Учителя забывают, что они должны быть интеллигентами, курсы повышения квалификации для них не должны быть для галочки, учителям необходимо расти, приобретать общегуманитарную культуру, тогда они смогут и сами себя уважать. Я тридцать лет отработала в школе и знаю, как учитель может себя показать, преподнести обществу. Думаю, в новом году нам нужно этим заняться. Как и омоложением педагогического корпуса. Это процесс неизбежный, но есть и такие пенсионеры, как народный учитель Латышев, их сбрасывать со счетов никак нельзя, ибо молодым без такой поддержки не обойтись. Мы пытаемся внедрять институт наставничества, поддерживая эту работу из бюджета: наставникам доплачивают по 7 тысяч рублей в месяц, но их немного - 34 человека, в новом году мы должны этим заниматься. Отработаем сначала на маленьком городе, затем в 2012 году распространим этот опыт на всю область.
Что касается поддержки молодых учителей, то в новом году будет принят закон области, пока у нас есть пакет соцподдержки для молодых педагогов. Три года начинающий учитель получает 13-ю зарплату - 20, 30 или 60 тысяч рублей, молодым классным руководителям к федеральной тысяче рублей в месяц мы прибавляем свою региональную. На селе он имеет стопроцентную скидку по коммунальным платежам, а в городе - пятидесятипроцентную. В результате наши молодые учителя поехали в села. Два года назад появилась региональная ипотека, когда первый взнос проплачивает областной бюджет. Мы заложили учительский дом, 1 сентября 2012 года 41 учительская семья въедет в него. Но 8 процентов ипотеки для молодого учителя все же много, в новом году нам нужно проговорить, что должны быть льготы для молодого учителя, чтобы молодой учитель ее потянул.

Николай НИКАНДРОВ, президент Российской академии образования:
Кто прав, решит время


Убежден, что в новом году завершится наконец спор о новых стандартах образования. Спор идет, хотя приняты и внедряются стандарты начального общего образования, приняты и будут внедрены стандарты основной школы. Сказать, что все абсолютно довольны, нельзя. В такой области, как стандарты, всегда будут те, кто станет их критиковать, те, кому кажется, что нужно дать больше учебного времени на изучение творчества Пушкина или на изучение творчества Солженицына. Я не считаю возможным участвовать в таких спорах: и то и другое, конечно, нужно, кто прав, решит время. В этом смысле есть определенный риск и определенные сомнения в качестве внедряемых стандартов, хотел бы, чтобы в новом году споры перешли в более конструктивное русло. Хотел бы, чтобы в новом году мы поняли: стандарты старшей школы должны быть введены в 2020 году, у нас еще есть время, может быть, мы сумеем накопить серьезный материал, чтобы понять, что происходит в связи с внедрением стандартов начальной и средней школы. Думаю, нам все же нужно поставить задачу, чтобы завершились споры об этих стандартах, коль они уже приняты.
Я надеюсь, что в новом году больше внимания будет уделяться воспитанию подрастающего поколения. У нас образование - это воспитание и обучение, а не обучение и воспитание, от перемены мест слагаемых в этом случае многое меняется. РАО старалась в последние годы предложить различные проекты государственных программ воспитания, в том числе программы воспитания и социализации, но дело с места так и не сдвинулось, программы так и не приняли.

Александр ЛЕЙБОВИЧ, первый заместитель директора ФИРО, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор:
Учитывайте прагматику


Как известно, нет ничего практичнее хорошей теории. Директор ФИРО Александр Асмолов предложил социокультурный подход к проектированию новой школы, я думаю, что это некий принцип, общий взгляд, из которого можно выделить очень прагматичные вещи. Я надеюсь, что мы будем использовать его в 2012 году. Приведу простой пример: существует много программ развития образования и версий этих программ. Все они начинаются с анализа состояния системы образования, вместо того чтобы начинаться с анализа социокультурного контекста и изменений в этом контексте. На самом деле это очень практичная вещь, которой можно пользоваться, но это не очень удобно, поэтому мы чаще всего идем другим путем. В результате в наших программах развития образования появляются абсолютно большевистские вещи типа каких-то прикладных квалификаций, которые свалились откуда-то с неба, или специальных программ для прикладного бакалавриата. Но если мы увидим изменения в социокультурном контексте, которые произошли в сфере профессионального образования, в сфере экономики XXI века, и перестанем пытаться развивать, например, систему профессионального образования на основе тех понятий, которые сформировались в начале прошлого века (их в этом случае вполне можно называть пещерными), то мы, наверное, сможем и более логично выстроить зону ближайшего развития, и найти поддержку, понимание в обществе.

Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской сельской школы Архангельской области:
Трудно победить Змея Горыныча

Есть проблемы, которые мешают сегодня работать и которые нам нужно решить в новом году.  Прежде всего это проблема множества мониторингов. Они нынче как Змеи Горынычи: одну голову отрубают, а несколько сразу вырастают на том же месте. Неужели Министерство образования и науки РФ не может создать некое информационное пространство, пакет отчетных документов, которые мы бы заполняли на 12 сентября, а потом корректировали там, где нужно? Вместо этого мы лопатой перегребаем бумажные валы. Вторая проблема - проверки. Нас проверяет множество органов,  до 50 инстанций, и каждая может вынести административное наказание. По пожарной безопасности штрафы увеличены до 500 тысяч рублей. Три-четыре таких штрафа в районе, и учреждение можно закрывать. Поэтому я надеюсь, что в будущем году как-то изменят Административный кодекс, чтобы эти штрафы шли на улучшение  пожарной безопасности в  образовательном учреждении или был установлен штраф соответственно тому финансированию, которое выделяется образовательному учреждению. Еще одна серьезная проблема - игры в учебный план. Я уже не говорю, как у нас был внедрен третий урок физкультуры: дело хорошее, правильное, но зачем все делать через колено? Когда обсуждали новые образовательные стандарты,  как мы радовались второй части учебного плана, понимая, что вот тут-то мы можем дать дополнительное образование, заняться внеклассной работой с новым порывом, на новом уровне! Но когда все дошло до дела, все стало по-другому, у педагогов появилось некоторое неприятие этих идей. Мне не хочется, чтобы в новом году идея занятости детей во второй половине дня свелась на нет, ведь именно эта идея заложена в инициативе «Наша новая школа».

Елена СМИРНОВА, доцент МГППУ:
За сочувствие - «пять»?


Я вижу разрыв между федеральными государственными требованиями дошкольного образования, которые изнутри абсолютно противоречивы, и реальной практикой. То, что утверждается в ФГТ, невозможно реализовать на практике: например, запрещено проводить занятия, чтобы поддержать игру. В результате провозглашения этого культа игры игра в ДОУ уходит, слово «занятие» заменяется словами «образовательные области», а на самом деле остаются именно занятия - на бумаге одно, на практике другое. Стандартизация нравственно-этического воспитания приводит к тому, что воспитатели ежемесячно заполняют на каждого ребенка таблицу из  30 показателей по 10 образовательным областям, например, оценивая по пятибалльной шкале его «сочувствие и отзывчивость», «стремление радовать старших», «уважительное отношение к окружающим». То есть работать с детьми им уже некогда, психологическая служба из ДОУ уходит - ее просто вытесняют, переводят в сферу платных услуг. Воспитатели в результате остаются один на один с 25 малышами, ворохом бумаг, отсюда страшный отток кадров (старые уходят, новые не приходят), а система рушится. Очень хочу, чтобы эти проблемы были в новом году решены.

Максим ДУЛИНОВ, заместитель министра образования и науки РФ:
Пора перестать быть кошкой, решающей собачьи задачи


Я осторожно отношусь к прогнозам и призывам по поводу того, что в новом году система образования должна сама определять, в каком направлении развиваться обществу и государству.
Ту задачу, которую система образования почему-то поставила перед собой в 90-е годы, - быть  кошкой, решающей собачьи задачи, - она все еще продолжает решать. Очень большая опасность в том, что для решения многих проблем в контексте изменения общества у нас не хватит ресурса - ни человеческого, ни идеологического.
Навешивая на школу все больше и больше социальных функций, мы приводим ее к внутреннему ступору, когда педагоги попросту не знают, за что им сегодня хвататься - за воспитание толерантности, работу над грамотностью или за занятия спортом. Все это нужно, но давайте определим роль всех социальных институтов в государстве, тогда образование как благо и будет играть на развитие общества. В проектировании будущего образования как скрепы в развитии общества нет ничего страшного. К примеру,  представители профессионального образования  смогут подсказать работодателям, кто им может понадобиться через несколько лет. Со школой сложнее - это более протяженный период времени, поэтому возникают опасения, что система образования, провозглашая себя спасителем страны, на самом деле может дискредитировать себя,  не справившись с этой задачей.

Александр АСМОЛОВ, директор ФИРО, академик РАО, доктор психологических наук:
От модернизации образования к модернизации общества


Когда речь идет о развитии образования в будущем, нередко говорят, что оно должно удовлетворять запросам населения. Я уверен, что не это главная задача образования. Одно дело идея, другое - чудовищная, искажающая ее реализация. Мы должны в новом году подумать о проектировании федеральных и региональных программ развития образования. Но когда я говорю, что мы должны перейти от тезиса «модернизация образования» к «модернизация общества», то имею в виду роль образования в системе не как спасителя, а как конструктора в той реальности, в какой нам хотелось бы жить. Может быть, кто-то посчитает это утопией, но пока у меня есть силы и возможности, я сделаю все, чтобы она стала реальностью в России.

Наталья ШЕРРИ, заместитель руководителя Департамента образования Москвы:
Неуважение - из-за дефицита информации


Мы очень усердно критикуем состояние системы образования, но забываем все то хорошее, что было сделано в последние годы. А ведь сделано было немало! И сделали это все мы, наше педагогическое сообщество. Нам нужно только  не отмалчиваться. Сегодня мы говорим в основном о зарплате, апеллируем к власти по тому или иному поводу, но между тем педагогическое сообщество - важное общественное объединение, которое может не просить, а ставить перед властью те или иные актуальные проблемы. Люди выходят на площади, участвуют в митингах, да, их мало, но они говорят, а мы молчим. Молчим о том, что у нас есть достижения, а эти достижения были бы невозможны, если бы нас не поддерживали первые лица государства. Были приоритетный национальный проект «Образование», Комплексный проект модернизации образования, новое оборудование. Были многомиллиардные вложения в систему образования, но у нас короткая память. Я думаю, что все-таки педагогическому сообществу нужно время от времени ее освежать. И еще одно: я надеюсь, что в новом году мы будем больше рассказывать родителям о своей работе. Неуважение к школе и труду педагога появляется, между прочим, из-за дефицита информации. Пусть в новом году состоятся диалоги школы и родителей, пусть в новом году родители приходят на уроки в школы и, может быть, даже пробуют сами выполнить те задания, которые выполняют их дети в рамках новых стандартов начального образования. Это важно, так как нас объединяют наши дети, которых мы любим, которых мы готовим к жизни.

Валентина ИВАНОВА, ректор МГУТУ, председатель общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»:
Стартует проект по созданию агроклассов


Я надеюсь, что в 2012 году будет реализован проект сохранения и развития сельских школ, во-первых, как учебно-производственного хозяйства, во-вторых, как центра социально-культурной жизни села - «Народная школа». Сегодняшний ученик сельской школы должен  сызмальства готовиться к тому, чтобы продолжать дело дедов и отцов - работать на земле. Но для этого в нынешних условиях он должен стать профессионалом, поэтому мы хотим в новом году запустить широкомасштабный проект по созданию мобильных агроклассов. Такие профильные агроклассы будут профессионально ориентировать и готовить старшеклассников по специальностям, необходимым для жизни в сельской местности. После прохождения специального учебного курса выпускники сельских школ будут получать свидетельства о получении сельских рабочих профессий. Автобусы с учебными пособиями будут приезжать в самые отдаленные населенные пункты, где старшеклассникам и выпускникам колледжей профессиональные педагоги будут давать азы сельских профессий. Этот проект мы запускаем как пилотный в Волгоградской области. Первый заместитель Председателя Правительства РФ Виктор Зубков поручил агропромышленной компании «Агролизинг» обеспечить поставку волгоградцам первого мобильного агрокласса. Специалисты считают, что это будет один из самых перспективных проектов в решении проблем возрождения села. Надеюсь, что опыт волгоградцев будут изучать и использовать другие регионы.

Юрий ЛАТЫШЕВ, народный учитель России, учитель истории и обществознания гимназии №44 Ульяновска:
Не верю в улучшения

Как учитель, я не верю, что в новом году будут улучшения. Да, в 2011 году нам увеличили зарплату, но ненамного, да и инфляция съест эту прибавку. Кроме того, среднюю зарплату считают, не учитывая, что многие учителя трудятся на две ставки, в результате зарплата вроде бы приличная, а на самом деле работа идет на износ. Стоимость ученико-часа заставляет учителя гнаться за часами, работать в переполненных классах, а качество обучения при этом страдает. Я никогда не брал больше 24 часов, в результате пострадал: пенсия у меня всего лишь 10 тысяч рублей. С точки зрения учебно-воспитательного процесса я надеюсь, что в новом году все же появится альтернатива ЕГЭ. Одна уже есть - олимпиады, но в них участвуют талантливые ребята, мечтающие о продолжении учебы в вузе. А зачем всем остальным участвовать в олимпиадах? Я сегодня чувствую себя ненужным для своих учеников, я сокращаю свое общение с ними, так как основная нацеленность у нас нынче на тестирование, опрос, контроль знаний - это не обучение, обучение - это общение. Мы вручаем детям аттестаты зрелости, но какие экзамены могут подтвердить их зрелость? Сегодня никакие. А раньше человек писал выпускное сочинение и высказывал свое мнение, обрисовывал свою позицию. Сегодня у нас исчезает грамотность, выпускник пишет заявление о приеме в МГУ и делает множество ошибок, русский язык превратился нынче в некую математику. Надеюсь, что в новом году все же будут некоторые изменения, иначе мы получим неграмотное, необученное поколение.

Николай КОСАРЕВ, ректор Уральского государственного горного университета:
Необходим союз со школой


Как ректор, я заинтересован в том, чтобы на первый курс приходили хорошо подготовленные и ориентированные на учебу выпускники школ. Я надеюсь, что в следующем году у нас станет еще больше профильных классов, сориентированных на наш вуз, что таких классов станет больше и у других высших учебных заведений, ведь нам нужны профессионалы, а воспитать их и обучить мы сможем только в союзе со школой.

Джафар МАЛЛАЕВ, ректор Дагестанского государственного педагогического университета:
Главное событие - форум молодых учителей


Для меня главным событием нового года будут президентские выборы. На недавнем пленуме Всероссийского педагогического собрания мы выдвинули наказы будущему Президенту РФ, среди них - установить повышенные пенсии народным учителям, их меньше, чем регионов в России, неужто государство не потянет такие расходы? Для меня, как ректора, важно было бы организовать работу по поддержке молодых педагогов, которых выпускают наши педвузы, и оказать общественную поддержку программе «Учительский дом». Для меня главным мероприятием нового года будет Всероссийский форум молодых учителей, который пройдет в Москве в феврале 2012 года.

Эдуард НИКИТИН, президент Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования:
Методисты нуждаются в переучивании


Я хотел бы как можно быстрее переучить всех тех методистов, которые работают с учителями. Среди них есть разные специалисты. Ведь что получается? Мы раз в пять лет повышаем квалификацию учителей, а потом они возвращаются домой и полностью зависят от методистов. В новом году мы будем модернизировать систему повышения квалификации, мы уже сейчас создаем образовательные программы для тех, кто работает в системе повышения квалификации, кто присвоил себе звание методиста.

Анатолий КАСПРЖАК, профессор НИУ ВШЭ:
Половину вузов необходимо закрыть


Мой прогноз, к сожалению, пока пессимистичен. Я с большим уважением отношусь к Андрею Фурсенко, но сегодня системе образования нужен министр, который примет на себя судьбу Гайдара. В школе нужно принять несколько очень простых и крайне непопулярных решений, которые, очевидно, и в 2012 году приняты не будут. Половину вузов, которые работают у нас в стране, нужно закрыть, потому что они никакого образования не дают. Все понимают, что половину учителей надо уволить, а второй половине увеличить зарплату. Может быть, все понимают, что систему повышения квалификации нужно перенести в исследовательские университеты, но это разговор особый, который я хотел бы продолжить в новом году.

Вячеслав ЛАБУЗОВ, министр образования Оренбургской области:
Жду побед на Всероссийской олимпиаде


- В новом учебном году, надеюсь, наши ученики завоюют еще большее количество побед на Всероссийской олимпиаде. Ведь тем самым они прославят родную Оренбургскую область. Большое внимание у нас уделяется также и вузовским олимпиадам, которые ведут активную работу с одаренными школьниками. Эти ребята в зависимости от предмета прикреплены к тому или иному профильному вузу, который курирует их научную и исследовательскую работу. Между прочим, наши высшие учебные заведения тратят на это серьезные средства, исчисляемые миллионами. А еще бы я очень хотел, чтобы наши ребята в новом году повторили достижения в сдаче ЕГЭ: в 2011 году у нас были 52 стобалльника.