На основе этого активисты независимого профсоюза выделили характерные приемы, с помощью которых администрации регионов добились того, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. В смысле - и отчитаться перед премьер-министром, и чтобы региональная казна не пострадала. Удивительно, но реакция педагогов вообще не учитывалась - будто они твари бессловесные.
Во многих регионах подняли стимулирующую часть, а это значит, что зарплата увеличилась далеко не у всех. И это, по мнению Луховицкого, усилило расслоение педагогов.
- Мы считаем, - говорит Всеволод Владимирович, - несправедливо делить учителей на знающих и незнающих, работающих и неработающих, хороших и плохих. Нет никакого научного обоснования этому разделению. Нет четких критериев - они очень субъективны, а значит, и оплата труда будет субъективна.
Например, как рассказывает педагог из Ижевска, если раньше оклад учителя с высшей категорией составлял пять с лишним тысяч, то сейчас расчет заработной платы происходит с учетом таких факторов: основные условия оплаты труда, профессиональная квалификационная группа, стаж работы, образование, должностной оклад по ПКГ, причем должности педагогических работников оцениваются в 2406 рублей в месяц. То есть оклад стал почти в два раза ниже прожиточного минимума по России.
Другой путь - увеличили базовый оклад, который сейчас составляет от 3 до 7 тысяч рублей, и сказали: «Мы увеличили тебе базовый оклад за 18 часов, а если ты работаешь 25 часов, то это твои проблемы. Тебе увеличили одну твою ставку, а на все остальные часы, увы, денег лишних нет». Именно так случилось в Кургане. В Марий Эл повысили стоимость часа, а те, кто часы не ведет - психологи, социальные педагоги, - добавки не получили. В Тверской области обошли администрацию учебных заведений - они же не учителя!
В принципе администрации регионов имеют право сами определять модель повышения педагогических доходов. И, по данным профсоюза, 44 региона заключили с Министерством образования и науки России соглашения, предусматривающие повышение оклада, 20 регионов планировали поднять и оклад, и стимулирующие выплаты, а остальные как раз исхитрились для отчета. Весьма приличные средние суммы зарплаты в отчетах получаются просто - во-первых, хорошую прибавку дают зарплаты чиновников от образования, а во-вторых, суммируется вся зарплата учителя, который, как правило, на одну ставку не работает.
В некоторых регионах уже довели до средней зарплаты по региону. И отчитались! В Алтайском крае, например, подняли среднюю заработную плату учителей до уровня средней заработной платы по экономике края - 12307 рублей. Только можно ли жить на эти деньги? Также нетрудно «догнать» среднюю зарплату в экономике в Мордовии, Дагестане, Тамбовской и Брянской областях.
В сентябре педагоги Омской области получили по электронке письмо из регионального Министерства образования, рассказывающее о повышении заработной платы. Цитирую: «В среднем зарплата работников общеобразовательных учреждений Омской области будет повышена с 1 сентября 2011 г. на 30%. Деньги на эти цели заложены в региональный бюджет. Согласно изменениям в областном законе «О регулировании отношений в сфере образования» предусмотрено увеличение размера ставки заработной платы учителя школы за норму часов с 4000 рублей до 4830 рублей. Также согласно поправкам, внесенным в закон, повышается коэффициент стимулирующих выплат в муниципальных школах с 1,15 до 1,25-1,3 (в зависимости от категории работников). Таким образом, увеличение заработной платы учителей муниципальных школ составит в среднем 30%. С сентября 2011 г. она будет не менее 17100 рублей». Мне кажется, даже Перельман не понял бы, как исходя из этих цифр получилось 17100. При этом на сайте «Мониторинг региональных систем общего образования», где публикуется официальная информация, сообщается, что самая большая зарплата учителя в Омской области - 54362 рубля. Явно нестыковочка вышла - даже Ирина Прозорова, министр образования Омского региона, на днях заявила, что максимальная зарплата учителя зафиксирована в Горьковском районе - 40 тысяч рублей, а в Нижнеомском районе есть педагог, получивший 38 тысяч рублей.
Учителей в Омской области, надо заметить, отнюдь не двое, а 30 тысяч. И все, что удивительно, есть хотят. Межрегиональный Профсоюз работников образования считает, что никакие 30, 40 и даже 100 процентов не решают проблемы. Итоги «путинского» повышения согласно мониторингу профсоюза: не заметили изменений 63%, увеличилась, но мало у 21%, увеличилась существенно у 8%, уменьшилась у 8%. «Учитель» предлагает вернуться назад, когда зарплаты были маленькими, но стабильными и прозрачными.
- Деньги нужно платить за ставку и следить за тем, чтобы повышение касалось всех работников школы без исключения, а не выбирать лучших и любимых, - считает Всеволод Луховицкий.  
А пока, к сожалению, возникает ощущение, что деньги педагогам швырнули перед выборами - как подачку, тем более что три года до этого зарплату не повышали. Кстати, вовремя, как всегда. Потому что учитель человек терпеливый, и если его вовремя подкормить, он будет служить дальше без всяких протестов.

Омск