​Дмитрий СКУРИХИН, директор вечерней школы Кирово-Чепецка, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы 2011 года»:
Кому нужна такая аттестация?


«...Я предлагаю принципиально иную систему аттестации: аттестацию следует проводить с интервалом в пять лет по представлению методического совета школы и по согласованию с руководителем. Форма аттестации - представление от методобъединения или курирующего заместителя директора. При этом следует соблюдать железный принцип: через первые пять лет - вторая категория, еще через пять - первая, а еще через пять - высшая, которая остается пожизненно.
Присвоение внеплановой категории? Вот тут берите педагога и стегайте чем угодно, хоть ЕГЭ, хоть тестами, хоть результативностью.
При такой системе учитель будет жить по принципу: «Живи по уставу, завоюешь честь и славу!», и ему не нужно будет считать дни до льготной пенсии и страдать от чувства собственной неполноценности. Он будет видеть перспективу и стимул к продолжению работы. К тому же при такой постановке вопроса можно будет уволить весь аппарат, который в данный момент существует только для проведения процедур аттестации, а это принесет ощутимую пользу бюджету, что, собственно говоря, и является основной целью новой системы аттестации педагогических работников...»

 http://www.ug.ru/insight/167

Ольга Кико
Как хорошо, что есть такие директора школ, которые руководствуются здравым смыслом, а не административной псевдологикой. Учителя давно уже вынуждены работать на два фронта: на учеников и на администраторов. Причем второе направление требует гораздо больших временных и нервных затрат. Почему-то большинство управленцев свои функции видят в изобретении все более изощренных форм отчетности. Хотя должно быть так: учитель работает для школьников, администратор создает условия для учителя.
 А что касается «соответствия занимаемой должности», то это прямая оплеуха педвузам. Получается, что они выпускают дипломированных специалистов, которых еще надо проверить? Удивительно, что никто из ректоров не возмутился.

Татьяна Константиновна
Да, процедура и впрямь суперзатратная. Недавно со мной поделилась калькуляцией моя коллега, тоже, как и я, пенсионерка, которой в этом году посчастливилось подтверждать высшую категорию. Она мне перечисляла, что ей пришлось приобрести для того, чтобы аттестоваться. Принтер, фотоаппарат, ноутбук. За свои деньги пришлось распечатывать фотографии для портфолио. Все вместе стоило ей почти 40 тысяч. Коллеге повезло, потому что у нее неплохо зарабатывает муж, то есть «банкет» был за его счет. Нервные затраты и количество проглоченных пирожных и шоколадок сюда не вошли. Я хохотала в голос, ее слушая (коллега с юмором и на меня не обиделась). Но для себя решила, что я ни на такие траты, ни на такое унижение не пойду ни в коем случае - и не от бедности, а из принципа. Мне до подтверждения категории еще два года, вот поработаю и пойду отдыхать. Думаю, что таких, как я, наберется немало.

Вадим Муранов
Всем хорошо известно, что есть педагоги, которые учат, а есть педагоги, у которых учатся. Вот здесь и находится основной критерий аттестации педагога. Учитель, получивший диплом по окончании института, уже аттестован как педагог, который учит - вот вам и основная квалификация, заставить учителя подтверждать которую, на мой взгляд, бессмысленно и даже аморально. Дипломированный инженер остается инженером, пока он работает, и никогда в этом никто не сомневался, а в учителе вдруг засомневались. (Господа чиновники, а вы сами-то соответствуете занимаемой должности? Лично я, да и не только я, в этом сильно сомневаюсь. Особенно в отношении министра образования.) Первая категория - это педагог, который учит в пространстве своей школы и своего района. Подтверждением тому являются отзывы об открытых уроках, семинарах и мастер-классах данного учителя. И заметьте, никаких результатов ЕГЭ или «уровня и качества» - это ведь сущий бред оценивать учителя по тем оценкам, которые он сам же и ставит ученикам, или по баллам, которые получают дети благодаря репетиторам! Высшая категория - это педагог, который учит, но в масштабах региона и страны в целом. Подтверждением тому - победы в региональных и всероссийских конкурсах педмастерства, участие в региональных и межрегиональных семинарах, фестивалях и марафонах. И снова никаких «баллов и качества»! И уж тем более никакой «положительной динамики качества»! С каждым годом интерес детей к обучению интенсивно снижается, грамотность падает, уровень знаний оставляет желать лучшего, конкурс в технические вузы на нуле, а от педагога требуют положительной динамики! А откуда ее взять-то? И еще момент: XXI век, а мы все папочки с бумажками собираем! Очередной бред! Есть у учителя грамоты и сертификаты, подтверждающие его деятельность как педагога, который учит, - отсканировали и в виде архива по почте в министерство. И все ! Но власть не доверяет учителю: «А вдруг бумажки липовые? А вдруг обманул?» Так это оттого, что по себе меряют! На воре и шапка горит! Ну и последнее: категории эти должны очень сильно различаться по степени оплаты. Например: основная - 20000 (по всей стране! Хотя чего я размечтался...), причем не средняя, как любят наши «мудрые» руководители считать, а СТАВКА! (При этом учитель не должен иметь нагрузку выше 1,2 ставки - вот тут и качество будет явно не таким, как при 36 часах «стахановского» метода.) Первая -
40000 и высшая - 60000. Так хотя бы понятно, ради чего стараться. А при разнице в 500-800 рублей проще вообще аттестацию не проходить и сидеть по старым конспектам 30 лет бубнить одно и то же. И никаких пожизненных категорий. Чего греха таить - добравшись до высшей категории, многие учителя сели, ножки свесили, ручки опустили, и все, ни учителей учить, ни даже детей. Только заслуженные и народные учителя получают это звание пожизненно и аттестацию не проходят, ибо годами труда это заслужили. А остальные - раз в 5 лет. Отсканировали и прислали в министерство. Просто и понятно. Только самое ужасное, что при такой системе придется чиновникам в министерствах РАБОТАТЬ!!! А это же УЖАСНО, КОШМАРНО и ВОЗМУТИТЕЛЬНО - заставить работать чиновника!!! Поэтому все наши рассуждения никому не нужны. Они (чиновники) все равно сделают так, чтобы учитель пахал, а они кушали. У нас ведь как в стране - кто не работает, тот ест! Это еще в советском фильме сказано, только там, очевидно, в шутку, а теперь это уже всерьез.

Ольга Руф
Да, Вадим, с вами трудно не согласиться. Поддерживаю вас почти во всем, кроме разве что отмены пожизненных категорий. Пусть будут. Люди, привыкшие работать качественно, на мой взгляд, уже не снижают планку. И потом соответствовать или нет категории - это дело совести каждого учителя.

Евгений ВИРЯЧЕВ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда:
Попросите учеников перечислить русских гениев. Сколько назовут после Пушкина?


«...Зайдите завтра в класс и попросите перечислить русских гениев. Сколько назовут после Пушкина? Я пробовал. Хватило пальцев на одной руке... Кто же такой патриот? Тот, кто любит свою землю безоглядно, отметает упреки с ходу и верует в ее Божье предназначение? Или тот, кто видит не только доблести, но и пороки своего народа, при этом не снимает с себя ответственности за все, что происходило когда-то, пусть до его рождения, и что еще будет происходить, пусть без его влияния? В школьном учебнике ответа я не нашел. Непростое это понятие. Как и сам человек...»

http://www.ug.ru/insight/157

Давыдова Елена
Добрый вечер, уважаемый Евгений, добрый вечер, дорогие коллеги. Выполняю обещанное - даю краткий анализ проведенного сегодня мною опроса на предмет знания нашими детьми русских гениев. Вот что я получила: среди русских гениев (видимо, накануне выборов) в России лидируют Медведев, Путин, Ленин, Сталин, Петр I. Кроме того, в список удостоились чести войти: Басков, А.Пугачева, Д.Нагиев, Романенко Т.П. (директор моей школы), Давыдова Е.Н. (а вот это уже я!!!), А.Пахомов (а это мэр Сочи!), Кобзон, Колумб (ну хоть чему-то научила, к числу русских гениев причислили, как к лику святых...), Кабаева. Однако бесспорным лидером стал... Александров Сергеевечь Пушкин (орфография дана без изменений, думаю, остроумный и колкий поэт нас понял бы верно). Вот такие получились у меня итоги опроса. Многие дети вообще не сказали ничего, многие ограничились А.С.Пушкиным, решив, что не ошибутся, если больше ничего не скажут...

Вера Кострова, Нижний Новгород:
Возраст для учителя не помеха. И все-таки есть несколько но...

«...Я знаю, что многих пожилых учителей директора уговаривают остаться, поработать «еще годик», потому что, как говорится, «очередь не стоит» - преподавать попросту некому. Учителя соглашаются, думая, что тем самым «спасают» образование. Нет! Так не спасают. Так продлевают его агонию. Ведь если бы пенсионеры преклонного возраста (от 70 и выше) не соглашались работать, правительству ничего бы не оставалось делать, как поднимать зарплату - ведь это самый простой способ привлечения молодых. Пока же у нас есть «старая гвардия», готовая работать, вопрос не решится...»

http://www.ug.ru/insight/77

Лариса Морохова
Спасибо, уважаемая Вера Кострова! Разрешила нам, пенсионерам, не стесняться и еще  поработать! Правда, в отличие от вас я стала математиком и продолжаю им оставаться. 11 ноября исполняется 40 лет с тех пор, как я пришла в школу. Многие из моих учеников давно уже стали квалифицированными специалистами в своих профессиональных областях. Я ими горжусь и стараюсь не отставать. И сегодняшние мои выпускники вполне конкурентоспособны при поступлении в вузы. Являюсь заместителем директора по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Веду мастер-классы для учителей по работе на компьютере и методике использования его на уроках. Принимаю участие во многих конкурсах педагогического мастерства, делюсь опытом в методических разработках в социальных педагогических сетях в Интернете, учусь в дистанционном университете. Отвечаю за заключение хозяйственных контрактов школы на сайте «Госзакупки», составление и работу школьной электронной базы данных «Аверс», ведение электронного журнала и электронных дневников, председатель профсоюзного комитета. Все  это перечисляю не для того, чтобы похвалиться, надоели высокомерные высказывания о педагогах-пенсионерах. Так работаю не только я. Все, кто смолоду активно работал, на пенсии продолжают оставаться такими же. Два года назад к нам в школу пришли две выпускницы педагогического университета. Опытные учителя сразу взяли их под опеку. Помогали во всем. Но, проработав два года, они, поблагодарив за науку, ушли из школы. Причина была проста: «Так выкладываться на работе, как вы, мы не будем за любую зарплату». Поэтому возраст педагога не имеет значения.

Людмила Филатова
Вера права, учителю нужны энергия, внутренний запал, вдохновение, если хотите. Без этого нельзя. Проблема в том, что уже к 40 годам учителя эмоционально выгорают, и куда им деваться - менять профессию поздно, а до пенсии еще долгие годы. Учитель вынужден набирать огромное количество часов, чтобы выжить, а отсюда - раннее старение, потеря интереса к работе. Как ни банально это звучит, но все дело в тех копейках, которые получают педагоги за свой труд.

А что думаете вы? Оставьте ваши комментарии.