Все это результат реализации программы поддержки молодых специалистов, уже четыре года действующей в Нижегородской области. Возможность получения благоустроенного жилья и новенького автомобиля в обмен на 10 лет работы в школе привлекла в образовательные учреждения многих выпускников педагогических вузов и колледжей. Конечно, не все из них автоматически становятся участниками программы, претенденты проходят отбор - своеобразный конкурс, но возможность попасть в число счастливчиков есть у каждого. Причем подавать документы можно не один раз, а все три года. И если директор видит добросовестную работу, а главное - стремление молодого учителя профессионально расти и совершенствоваться, то шансы получения собственного дома и машины повышаются многократно.
Директор школы Людмила Дмитриевна Штурмина считает, что вся ее молодежь старается работать с полной отдачей, но, разумеется, не все у всех получается одинаково. Никто и не ждет мгновенного результата от начинающих. Опытные учителя понимают, что и от их отношения и участия зависит, как сложится педагогическая судьба пришедших им на смену. Большинство ветеранов хорошо помнят трудности, с которыми сталкивались в свое время, поэтому стараются помогать и подсказывать молодым, прощать невольные ошибки и предостерегать от неверных шагов.
Вот и Алексей Ульянов, учитель физкультуры, работающий в Семеновской школе третий год, вспоминает, как трудно ему было вначале налаживать дисциплину, особенно в младших классах. Выпускник Дзержинского педколледжа, сам еще очень молодой, больше напоминавший старшеклассника, чем учителя, он старался внушить к себе уважение, заставить слушать себя, и в течение всего первого года его более опытные коллеги помогали ему в этом. «Теперь уже такая помощь не требуется», - с гордостью говорит Алексей Владимирович. И это видно: в его спокойном голосе и уверенной манере держаться читается солидность, которая заставляет учеников слушаться беспрекословно. Алексей и сам производит впечатление благополучного и вполне состоявшегося человека, довольного жизнью и работой. В прошлом году он получил собственное жилье - 65 благоустроенных метров в Юго-Западном микрорайоне, построенном для молодых специалистов - участников программы (кроме учителей там проживают медики и работники культуры и дополнительного образования). Семьи у Алексея еще нет, но есть невеста, которая скоро станет женой. Она, так же как и родители Алексея, живет в соседнем Воскресенском районе. И сам Алексей оттуда родом. Интересуюсь, что привело его в Семеновский район.
- Весь последний год учебы в колледже я искал работу. Сейчас трудно - распределения нет, приходится самим находить возможности. Я обзвонил множество школ и отделов образования. Если где и была работа, не было условий: ни ведомственного жилья, ни участия в программе не обещалось. А снимать квартиру, имея зарплату в 5-6 тысяч, согласитесь, нереально. Не мог же я, мужчина, позволить себе просить денег у родителей. Это я им должен помогать, а не они мне. И вот только в Семеновском отделе образования мне пообещали и работу, и жилье. И слово свое сдержали. Теперь у меня есть все, о чем я три года назад мог только мечтать. Скоро будет семья, в будущем родятся дети. Десять лет не представляются мне большим сроком. Загадывать не буду, но вполне вероятно, что, отработав положенный срок, я останусь в образовании.
В другом микрорайоне, построенном для молодых специалистов чуть раньше, живет коллега Алексея Владимировича - учитель математики и информатики Ольга Николаевна Корнюшина. Квартиру в многоэтажном доме на вторичном рынке жилья получила математик Екатерина Борисовна Соловьева. Она первый молодой специалист школы №1, участвовавший в программе поддержки. Тогда мало кому верилось, что государство построит для молодежи, согласившейся работать в школе, качественное жилье. Опасаясь обмана, многие родители отговаривали детей от вселения в коттеджи. Вот и Екатерина Борисовна выбрала квартиру. Сегодня, напротив, молодежь, имеющая право выбора, отдает предпочтение собственным домам - успешные «зимовки» первопроходцев убедили всех, что коттеджи, построенные по программе, не только не уступают в комфортности многоквартирным домам, но во многом превосходят их. Самые современные материалы и технологии, новейшее сантехническое и отопительное оборудование, оснащенное автоматикой, гарантийное обслуживание всех систем и льготы по оплате коммунальных услуг - вот преимущества, которые сразу оценили молодые педагоги и врачи. Сегодня больше половины молодых педагогов семеновской школы №1 обеспечены жильем, остальные подали заявки на  следующий год, ведь программа, к счастью, продолжает реализовываться.
«Маме сегодня дадут домик», - радостно объявила воспитателю и ребятам трехлетняя Арина Рыбакова, которую мама привела в садик чуть раньше обычного. И сама мама, Ксения Григорьевна - учитель начальных классов Малозиновьевской основной общеобразовательной школы Семеновского района, 18 ноября не пошла, как обычно, к своим ученикам в школу. Этим утром ей предстояло радостное событие - встреча с губернатором, который лично собирался проверить качество домов, построенных по программе поддержки молодых специалистов, поговорить с ними и затем в торжественной обстановке вручить ключи от нового жилья. В микрорайоне Содомовское Поле в течение лета построены дома для учителей, воспитателей, медиков и участковых уполномоченных, для работников культуры и немногочисленных жителей расселяемого ветхого фонда. Они, кстати говоря, с наступлением холодов уже начали вселяться в свои новые дома, а молодые специалисты дожидались торжественного вручения.
Поэтому в доме Ксении Григорьевны, где мы беседуем в ожидании почетного гостя, пока нет никакой мебели. Тем не менее здесь по-домашнему тепло, уютно и красиво. Ксения Григорьевна не скрывает своей радости и во все время разговора с ее лица не сходит улыбка.
- Мне 23 года, я выпускница Городецкого педколледжа, в этом году оканчиваю заочное отделение филфака Нижегородского педагогического университета, - рассказывает Ксения Григорьевна. - Второй год работаю учителем в Малозиновьевской основной школе, а до этого один год работала вожатой - работы по специальности не было. Веду класс-комплект, в котором 4 первоклассника и 6 четвероклассников. В прошлом году детей было больше, но троих по итогам первого полугодия решено перевести в коррекционную школу, так как с программой они не справлялись и очень мешали своим поведением остальным детям. Мне было очень тяжело. Зато, после того как проблему удалось решить, мне стало комфортно работать - дети у меня очень хорошие, родители тоже во всем готовы помогать. Вообще деревенская школа отличается особым климатом, контакты с детьми и родителями неформальные, складываются более теплые и доверительные отношения. Я довольна. Особенно теперь, когда у меня будет свой дом, расположенный в черте райцентра. Здесь возможностей гораздо больше и для меня, и для дочки. В Семенове недавно открыт современный физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном и катком. Конечно, можно ездить и из деревни, но отсюда с маленьким ребенком все значительно проще. А ведь в Малом Зиновьеве мне приходилось снимать квартиру. Это и дорого (моя зарплата всего 7 тысяч рублей), и главное - никаких льгот по оплате коммунальных услуг. А сейчас все будет по-другому. Я уже подсчитала, что платить мне придется только за воду. Пока, до весны, буду добираться до школы с пересадкой на двух автобусах, но когда я получу права, начну ездить на машине, и время на дорогу значительно сократится. Будет у меня здесь и общение с коллегами. Я уже познакомилась со своей будущей ближайшей соседкой. Это Светлана Погодина, воспитатель детского сада, а по образованию она моя коллега, тоже оканчивала колледж как специалист по начальному обучению. У Светланы с мужем детей пока нет, но, думаю, в новом доме они появятся уже скоро. Напротив въедет молодой учитель физкультуры Сухобезводнинской школы. Я с ним еще не познакомилась, но знаю, что он помимо общеобразовательной работает тренером по баскетболу в спортивной школе. Семьи у него пока нет. Должны вселиться и другие педагоги и медики, как семейные, так и холостые. Вообще, мне кажется, что у нас с дочкой здесь начнется новая жизнь.
Говоря об этом, Ксения Григорьевна мечтательно посмотрела в окно, за которым простирался ее будущий приусадебный участок в 11 соток, пока весь покрытый снегом, без единого деревца и кустика. На мой вопрос о предстоящих посадках она ответила:
- Не знаю насчет овощей, пока думаю о садике с яблонями, вишнями и смородиной, обязательно посажу много цветов, дочке обещала песочницу (она очень ее ждет). В перспективе, конечно, хотелось бы беседку и баню. Хотя у нас здесь в доме прекрасная ванная, но как же жить в своем доме без настоящей бани?
Еще мы с Ксенией Григорьевной поговорили о трудностях и преимуществах сельских школ. По мнению молодого педагога, основной их проблемой сегодня является плохая материальная оснащенность зданий. Нет ни игровых комнат, ни информационных центров, ни групп продленного дня, ни кабинетов для внеурочной деятельности. Стандарты нового поколения есть, а условий для их реализации нет. Но самое печальное, что почти нет работы у родителей, и это сказывается на обеспеченности семей и как следствие на физическом и психическом здоровье детей. Школьников, испытывающих трудности в обучении, становится год от года все больше. Правда, есть и некоторые положительные моменты. Несмотря ни на что, в деревне тоже наблюдается небольшой прирост населения. В этом году в Малозиновьевской школе набрали самый многочисленный за последние годы первый класс - 13 человек. В будущем году первоклассников тоже ожидается немало, хватит на полноценный класс. А всего в Малом Зиновьеве самая многочисленная школа в округе - 80 учащихся, и если будет реорганизация, то скорее всего именно она примет детей из соседних школ. Так что место работы Ксении Григорьевне менять скорее всего не придется.

Семеновский район, Нижегородская область, фото автора