Поручение Владимира Путина по реализации нового проекта модернизации региональных систем общего образования стало своевременным шагом, поскольку социальный эффект от мер, направленных на повышение заработной платы педагогов, в том числе в рамках КПМО и введения НСОТ, уже в 2010 году был практически исчерпан во многих регионах страны.
Профессиональный союз, конечно, заинтересован в том, чтобы финансовое положение учителей улучшалось, равно как и повышался уровень их профессионализма и успешности в решении всех сложных задач, стоящих перед ними.
Хотя мы по-прежнему считаем, что принятие точечных мер вряд ли приведет к желаемому результату, профсоюз поддержал этот проект, рассчитанный на три года, и активно включился в его реализацию как на федеральном, так и на региональном уровне.
Вместе с тем мы понимаем, что в 2011 году сделан только первый шаг. И вряд ли можно согласиться со всеми механизмами реализации этой инициативы. В предстоящий период нам всем предстоит большая и сложная работа.
Сегодня нас как профсоюз беспокоит то, что на фоне повышения заработной платы учителей продолжает усиливаться необоснованная, с нашей точки зрения, дифференциация в оплате труда педагогов по регионам России, вызванная прежде всего различным уровнем их бюджетной обеспеченности.
Наряду с мониторингом изменения заработной платы учителей, проводимым Министерством образования и науки РФ, профсоюз также проводил мониторинг изменения зарплаты в 2011 году - как учителей, так и всех других категорий работников образования. Полная и сравнимая информация поступила из 52 регионов.
По данным из этих территорий, повышение среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений составило: 30% и более - в 35 субъектах РФ; менее 30% - в 17 субъектах РФ.
Изучено, как изменилось соотношение среднемесячной заработной платы учителей и средней зарплаты в целом по экономике субъекта РФ.
    Среднемесячная заработная плата учителей на 1 октября 2011 года превысила среднемесячную заработную плату работников в целом по экономике региона за 1 квартал 2011 года - в 28 субъектах РФ.
    Среднемесячная заработная плата учителей на 1 октября 2011 года не достигла уровня среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике региона за 1 квартал 2011 года - в 24 субъектах РФ.
Ограничиваться анализом процентных соотношений нам показалось недостаточным. Поэтому в рамках мониторинга мы попытались проанализировать, как же зарплата изменилась в абсолютном выражении? Выяснилось, что увеличение заработной платы учителей составило от 212 до 7957 рублей.
Механизмы повышения заработной платы использовались разные:
- повышение ставок и окладов (мы ратовали именно за такой подход);
- повышение ставок (окладов) и стимулирующих выплат (в разных соотношениях);
- повышение только стимулирующих выплат.
Почему мы говорим о необходимости повышения именно ставок? Потому что нельзя сохранять столь низкую изначальную стоимость труда учителя, требуя при этом повысить его качество.
Так, в одной из применяемых систем оплаты труда для расчетов используется стартовая сумма в 2563 рубля. Стоимость труда начинающего специалиста с учетом соответствующего коэффициента и обязательной доплаты составляет 5672 рубля, а стоимость труда учителя с высшей квалификационной категорией - 6773 рубля. В результате разница составляет 1100 рублей - чисто бухгалтерский подход. Можно ли при таком подходе рассчитывать на серьезную мотивацию повышения качества труда?
Сегодня абсолютно не принято обращать внимание на то, что законодательно закреплена необходимость индексации заработной платы каждого работника в соответствии со сложившейся инфляцией. Поэтому доводы чиновников о том, что «кто плохо работает», тот не должен получать никакого повышения оплаты труда, абсолютно необоснованны. А для того чтобы освобождаться от так называемых плохих учителей и привлекать «хороших», по нашему мнению, нужно искать другие профессиональные подходы.
В ближайшее время предстоит подвести итоги выполнения соглашений по реализации первого этапа проекта, который мы сегодня обсуждаем, по всем предусмотренным в них показателям.
Но уже сегодня в рамках этой конференции хотелось бы обменяться мнениями по тому, как будет складываться предстоящий год:
- какие перспективы у регионов, которые еще не достигли по заработной плате учителей уровня средней зарплаты по экономике региона за I квартал 2011 года;
- на какой показатель нужно будет ориентироваться при повышении зарплаты учителей в 2012 году: на среднюю зарплату по экономике, сложившуюся по итогам 2011 года, либо в IV квартале 2011 года, а может быть, по итогам I квартала 2012 года?
Нам известно, какие средства предусмотрено выделить в следующем году на продолжение реализации проекта из федерального бюджета, а потому уже сегодня хотелось бы понимать, какие средства предусматриваются и в бюджетах субъектов РФ на повышение зарплаты учителей и каким образом это отразится на увеличении нормативов финансирования образовательных учреждений.
Нельзя не обратить внимание и на то, что за 2011 год в некоторых субъектах РФ выросла зарплата и у других категорий работников образования. И здесь также нарастает дифференциация в оплате труда педагогов разных видов образовательных учреждений, что подтверждают результаты мониторинга.
В целом повышение зарплаты разных категорий работников в образовательных учреждениях разных видов (общеобразовательные дошкольные, учреждения дополнительного образования детей, НПО, СПО) произошло в 32-39 субъектах РФ, причем размер повышения составил от 1-2% до 84%, а в абсолютном выражении - от 100 рублей до 14 тысяч (СПО).
На наш взгляд, возникшие неоправданные перекосы в размерах оплаты труда сегодня требуют от нас принятия конкретных мер по унификации систем оплаты труда работников образования в целях обеспечения единства подходов к формированию составных частей заработной платы (ставок и окладов, компенсационных и стимулирующих выплат), а также по определению минимальных федеральных гарантий по оплате труда работников образования.
При этом, конечно, у каждого образовательного учреждения должно сохраниться право через заключение коллективного договора влиять на распределение фонда оплаты труда и особенно стимулирующей части ФОТ с учетом специфики его деятельности и кадрового состава.
Что касается систем оплаты труда, на эту тему, как вы знаете, мы ведем дискуссии уже на протяжении пяти лет. Все регионы можно разделить на группы в соответствии с тремя известными нам моделями НСОТ, принципиальные отличия которых связаны с разной основой формирования оклада: стоимость ученико-часа (22 региона); базовый оклад (19 регионов); оклад по профессиональным квалификационным группам (ПКГ) (42 региона).
При этом часто модель, указываемая регионом в отчетных данных, не соответствует модели, установленной нормативно-правовыми актами региона. Ряд регионов реализуют несколько моделей НСОТ, некоторые уже сменили одну модель на другую.
Как известно, время введения новой системы оплаты труда во многом определило выбор модели: одни регионы ввели НСОТ в 2007-2008 годах, в рамках проекта КПМО, другие позднее - в 2009-2011 годах.
Модель, основанную на ученико-часе, как правило, выбирали регионы - участники КПМО.
Модель оплаты труда, основанную на ПКГ, реализуют большинство регионов. Причем все регионы, вводившие НСОТ позже остальных (кроме Москвы), взяли за основу именно эту модель при переходе от ЕТС.
Заработная плата учителей по отношению к зарплате I квартала 2011 года выросла, как я уже говорила, по-разному: по регионам рост составил от 10% до 60 и даже 70%. Причем величина роста зарплаты за анализируемый период связана в первую очередь со «стартовым» уровнем заработной платы учителей в регионе и объемом средств, которые выделяются при введении новой системы оплаты труда, а не зависит от модели НСОТ.
Мы прекрасно понимаем, что при значительном увеличении бюджетных ассигнований на введение НСОТ применение любой системы оплаты труда может показать положительные результаты, особенно в первое время.
В преддверии сегодняшнего совещания был завершен анализ проведенного мониторинга изменения заработной платы, а также применяемых систем оплаты труда. Я не буду останавливаться на качественных характеристиках проведенных мониторингов. Ясно только одно. Для того чтобы иметь возможность реально оценивать складывающуюся ситуацию и на основе мониторинга определять дальнейшие шаги, мониторинг должен претерпеть серьезные изменения, дополнения, в противном случае это будет пустая трата сил и средств.
Немного еще об одном важном вопросе. В рамках Российской трехсторонней комиссии разработаны Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год, которые прошли юридическую экспертизу в Правовом управлении аппарата Правительства РФ и подготовлены для утверждения РТК. Эти рекомендации, как известно, разрабатываются начиная с 2005 года в соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию зарплаты работников организаций бюджетной сферы и использования при разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Остановлюсь лишь на двух абзацах, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемой теме.
В Единых рекомендациях обращено внимание на недопустимость введения оплаты труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку.
Определены особенности формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. В частности, необходимо учитывать, что фиксированные размеры оплаты труда педагогических работников не могут устанавливаться в зависимости:
- от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе);
- сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины);
- стоимости бюджетной образовательной услуги (ученико-часа, дето-часа).
Полагаю, вряд ли к этому следует давать какие-то дополнительные комментарии.
Судя по обязательствам, включенным в Генеральное соглашение на 2011-2013 годы, Правительство России поддерживает предложение профсоюза по установлению базовых ставок заработной платы (базовых должностных окладов) по всем профессиональным квалификационным группам должностей работников образования и других видов деятельности в бюджетной сфере как минимальных федеральных гарантий по оплате труда, что может стать основой для подготовки системных решений по поэтапному повышению зарплаты педагогических и других работников образования.
Но это только начало сложного пути, который нам предстоит пройти. Каких бы то ни было успехов можно достичь лишь при нашем тесном взаимопонимании и взаимодействии. Других вариантов просто нет.
Пожелаем всем нам успехов на этом пути!