«Сталкер» - проект многомерный. Потому что, как и на любом крупном фестивале, кино тут основной, но далеко не единственный игрок. Одно из ключевых внекинематографических событий - ток-шоу «Чествуем права человека». Московские студенты обсуждают гендерные проблемы, вопросы ксенофобии и усыновления российских детей иностранцами, проблемы инвалидов и социализации выпускников детских домов. Пик разговора - доступность информации и свобода слова. Ток-шоу транслируется в Интернете, а потому в один из залов столичного Дома журналистов, на время превратившийся в импровизированную студию, приходят десятки вопросов от зрителей из Сети. Времени, конечно же, не хватает. «Не успели поговорить об экономических, социальных, гражданских, политических правах, - сетует один из организаторов дискуссии, советник по правам человека при системе ООН в России Ришард Коменда. - Но уверен, наша встреча не последняя».
В фойе Дома кино работает выставка «Бездомные люди России» студентов Ростовской школы академической фотографии и Московского института электроники и математики, весной уже наделавшая немало шума в Ростове-на-Дону. Десятки черно-белых портретов. Лица молодые или изборожденные морщинами, улыбчивые или задумчивые. Самые обычные лица, если не знать, что людям этим негде жить, что по какому-то фатальному, трагическому стечению обстоятельств они выпали за пределы общественного круга, превратились в невидимок для государства и закона, в живую мишень для плещущейся вокруг агрессии.
Накануне закрытия «Сталкера» вспоминали погибших журналистов. За последние 20 лет это почти триста человек. После них остались газетные строчки, эфирные пленки и осиротевшие семьи. В День поминовения Союз журналистов России традиционно собирает со всей страны родственников погибших, дарит подарки, накрывает стол, зажигает свечи. А на упреки, дескать, гибнут и банкиры, и милиционеры, и учителя, здесь неизменно отвечают: любая жизнь бесценна, но каждый выстрел в журналиста - это выстрел в право общества знать правду о себе.
Кино на «Сталкере» не просто предмет искусства. Смотреть эти фильмы подчас труд невероятный. То, о чем в обычной жизни мы стараемся не думать, от чего  отворачиваемся, на что закрываем глаза, здесь высвечивается с беспощадной отчетливостью. Но документалисты, а они основные участники фестиваля, показывают не только раны и язвы. Часто их герои - те, кто сумел преодолеть, превозмочь, выстоять. Именно для таких героев учрежден специальный приз «Сталкер» за права человека», который ежегодно вручается в день принятия ООН Всеобщей декларации прав человека на торжественной церемонии открытия фестиваля.
Римма Хадиева, героиня документального фильма «Крутая Римма», - студентка художественного факультета Специализированного института искусств, где шанс стать живописцами, музыкантами и актерами дается инвалидам. Римма перенесла ДЦП, но это ее не сломило: она художник, она мать. Она достойный пример для многих здоровых людей. О Ларисе Афанасьевой, художественном руководителе петербургского «Упсала-Цирка», снята неигровая лента «Цирк». Ее подопечные - в прошлом суровые уличные хулиганы, а ныне - клоуны, жонглеры и акробаты. Лариса доказала, что цирковая педагогика - сильнейшее оружие против любых уличных влияний. Третий лауреат приза «Сталкер», доктор Рошаль, герой фильма «Леонид Рошаль. Без лишних слов», в особом представлении не нуждается. К высшим государственным наградам его представляли в России и Армении, в Монголии и Пакистане. Несколько лет назад он был номинантом на Нобелевскую премию мира.
Приза «Сталкер» заслуживают и многие герои нынешней документальной программы. Потому что доказывают: надежда есть всегда, и свет ее негасим, было бы желание его увидеть. Об одном из них режиссер Владислав Марков снял картину «Мой друг Сергей». Перед нами успешный юрист, специалист по банкротствам крупных предприятий. Он умеет найти выход из сложнейших юридических ситуаций, решить проблемы клиента с минимальными потерями. Он умен и дальновиден. И это несмотря на то что диагноз Сергея - ДЦП. А вот Наталья, героиня фильма «Быль-небыль» режиссера Марины Волчанской. Вдова, живет в глухой деревне с сыном и приемной дочерью. Но и не думает унывать: твердо верит, что вновь обретет свое счастье, снова выйдет замуж и обязательно усыновит еще нескольких ребятишек. И таких людей немало, целая галерея, потому что задача авторов не испугать, а подарить веру.
В этом году фестиваль «Сталкер» учредил новый приз имени своего друга, участника, многолетнего члена жюри, режиссера и писателя Сергея Говорухина. На церемонии закрытия вдова режиссера Вера Царенко вручила награду Андрею Ерастову, одному из авторов фильма «Солдат». Это полгода наблюдений за ежедневной жизнью людей в погонах. В итоге получилась грустная, смешная и страшная история об армии - без прикрас, однако полная уважения и симпатии к героям. Последнюю картину Сергея «Земля людей» показали на вечере памяти в Центральном доме журналиста. Автор не дожил до премьеры: его не стало в последних числах октября. Ушел внезапно, на взлете. Но остался в памяти и на пленке. «Земля людей» снята по его повести «Мутный материк». Простая на первый взгляд история: молодой писатель возвращается в Москву с Крайнего Севера, он талантлив, он хочет работать. В поезде знакомится с актрисой. И она талантлива. И она хочет работать. Но оказывается, что просто талантливые люди никому не нужны. В советские годы, когда родилась повесть, тому были свои причины, сегодня - свои, еще более циничные. Уступать, подстраиваться, соглашаться наперекор собственным убеждениям и совести - в противном случае ни о каком успехе можно и не мечтать. И герои делают свой выбор. Точно так же, как всю жизнь его безошибочно делал режиссер «Земли людей». Потому и остался в памяти цельным, сильным и настоящим.
Одной из безусловных жемчужин программы, хотя и внеконкурсной ее части, стал показ в Доме кино иранской картины Асгара Фархади «Развод Надера и Симин». Отборщик фестиваля Светлана Хохрякова, представляя фильм, рассказала, что была свидетелем его триумфа на Берлинском кинофестивале, где «Развод» получил не только Гран-при - «Золотого медведя», но и две награды за мужской и женский актерские ансамбли. Ситуация выдающаяся и по хорошему из ряда вон выходящая. Картина также стала победителем Международного кинофорума в Санкт-Петербурге, сейчас номинируется на престижную американскую премию «Золотой глобус», кинокритики всего мира единодушно признают ее лучшим и самым ярким  киновысказыванием-2011. Такой успех картины связан не только с ее безусловной художественной безупречностью, но и с непростой ситуацией, сложившейся в самобытном и уникальном иранском кинематографе. Так, пожалуй, самый знаменитый здешний режиссер Джафар Панахи приговорен к тюремному заключению на шесть лет за антиправительственные выступления и участие в акциях протеста против официальных итогов выборов. Ближайшие 20 лет ему, победителю фестивалей в Каннах, Берлине и Венеции, запрещено снимать кино и покидать Иран. Мировой триумф «Развода» Асгара Фархади - это, безусловно, и соучастие в судьбе его коллеги Джафара Панахи.
«Развод...» - камерная семейная драма. Нежелание слышать друг друга перерастает в катастрофу, в снежный ком, остановить который уже практически невозможно. Причем страдают не только герои. Сами того не замечая, они втягивают в свой конфликт других людей, и в первую очередь собственную дочь, которая вынуждена в итоге принимать далеко не детские решения. Внешне скупая и лаконичная, практически документальная, это история колоссального внутреннего накала. Эпическая трагедия на нескольких квадратных метрах. Картина до сих пор идет в одном из кинотеатров Москвы, но посмотреть ее абсолютно бесплатно можно было лишь на «Сталкере». Потому что кино здесь всегда бесплатное. Было, есть и будет.