Основы государственного управления

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р

Утверждена Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года, определяющая цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики.
Целью Стратегии является перевод экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся, в частности, следующими значениями основных показателей к 2020 году:
увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50 процентов;
увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до
5-10 процентов в 5-7 и более секторах экономики;
увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов;
повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3 процентов валового внутреннего продукта, из них более половины - за счет частного сектора;
увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.
Реализация Стратегии предусматривается в 2 этапа.
На первом этапе (2011-2013 годы) будет решаться задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям.
На втором этапе (2014-2020 годы) будет увеличиваться доля расходов на инновации в бюджете страны, будет проведено масштабное перевооружение и модернизация промышленности.


Финансы. Налоги

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н)

На территории РФ вводится МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», предусматривающий общие требования по представлению финансовой отчетности, рекомендации по ее структуре и минимальные требования по ее содержанию.
Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия.
Согласно данному стандарту полный комплект финансовой отчетности включает:
- отчет о финансовом положении на дату окончания периода;
- отчет о совокупном доходе за период;
- отчет об изменениях в капитале за период;
- отчет о движении денежных средств;
- примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации;
- отчет о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного периода в случае, если предприятие применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности или если оно реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности.
Для обеспечения достоверности представляемой отчетности предприятие должно, в частности, избрать и применять учетную политику в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», а также обеспечить дополнительное раскрытие информации в тех случаях, когда соблюдения соответствующих требований МСФО (IFRS) недостаточно.
Полный комплект финансовой отчетности (включая сравнительную информацию) представляется как минимум на ежегодной основе.
Если дата окончания отчетного периода изменена, т.е. финансовая отчетность охватывает период больше или меньше одного года, предприятие должно раскрыть причину использования более продолжительного или короткого периода, а также отметить тот факт, что суммы, представленные в финансовой отчетности, не являются в полной мере сопоставимыми.

ПИСЬМО Минфина РФ № 02-03-10/5536, Казначейства РФ № 42-7.4-05/5.1-773, ФФОМС № 8534/10-И от 09.12.2011

До 25 декабря 2011 года бюджетным (автономным) учреждениям необходимо представить пакет документов для открытия лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими в рамках обязательного медицинского страхования.
Если необходимые документы учреждениями уже были поданы в территориальный орган Федерального казначейства для открытия других видов лицевых счетов, то для открытия счетов для учета средств, поступающих в рамках ОМС, достаточно представить только заявление на открытие такого счета.
Финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) рекомендовано предусмотреть аналогичный порядок открытия у них лицевых счетов для учета таких средств.
В письме сообщен также порядок перечисления остатков средств ОМС, не использованных по состоянию на 1 января 2012 года, со счетов, открытых в учреждениях ЦБ РФ, и указано на необходимость закрытия таких счетов не позднее 30 декабря 2011 года.


Образование. Научная деятельность

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № 2745
«Об установлении повышающих коэффициентов для стипендиального фонда федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 № 22550.

Повышающие коэффициенты стипендиального фонда для МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета установлены в размере 1,4.
Для находящихся в ведении Минобрнауки РФ федеральных и национальных исследовательских университетов размер коэффициента составил 1,25.

Социальное обеспечение

ПИСЬМО ФФОМС от 12.12.2011 № 8540/30-2/и

ФФОМС РФ даны разъяснения относительно действий территориальных фондов ОМС в случае обращения к ним застрахованных лиц в связи с отказом в выдаче им полиса ОМС единого образца.
В частности, изложена последовательность действий территориальных фондов ОМС в случае обращения туда застрахованного лица по вопросу отказа в выдаче полиса такому лицу, в связи с наличием действующего полиса либо в связи с изготовлением полиса в другом субъекте РФ, а также порядок проведения проверки фактов, содержащихся в таком обращении.
Отмечается, что данные необоснованно заказанного или необоснованно выданного полиса подлежат аннулированию. Аннулированный полис считается недействительным и подлежит уничтожению в установленном порядке.


Гражданское право

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.12.2011 № 427-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

До 1 июля 2012 года продлен действующий порядок продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками зданий и сооружений, расположенных на этих земельных участках.
До указанной даты продлен также порядок переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретения участков в собственность.
До 1 января 2015 года продлен порядок, допускающий предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования для осуществления рекреационной деятельности). Также до 1 января 2015 года продлено применение планов лесных участков (вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта, если до указанной даты кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся).
Собственникам объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, предоставлено право приобретения земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий и сооружений.
С 1 апреля 2012 года вступит в силу норма, устанавливающая основания расторжения в одностороннем порядке органами власти заключенного до 1 января 2011 года для целей строительства или реконструкции объекта недвижимого имущества договора аренды земельного участка в Москве и Санкт-Петербурге в случае существенного нарушения условий договора аренды или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора исходили при его заключении. Такими нарушениями и изменениями условий определены нарушение сроков строительства или отсутствие разрешения на строительство по истечении пяти лет со дня заключения договора. Установлены процедуры расторжения указанного договора (а также аналогичных договоров, заключенных с государственными или муниципальными учреждениями и предприятиями) и порядок компенсирования затрат строителей.
Установлены особенности государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, которые заключаются в том, что государственная регистрация осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Военнослужащим и уволенным с военной службы после 1 января 2015 года гражданам предоставлено право приобретать в собственность жилье сверх установленной для этих категорий граждан нормы, с доплатой из собственных средств. Порядок осуществления им выплаты из бюджета и осуществления доплаты должен быть установлен Правительством РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»

ВАС РФ разъяснил применение правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды во взаимосвязи с нормами земельного и антимонопольного законодательства.
Разъяснена возможность возобновления договора аренды государственного или муниципального имущества на неопределенный срок, без участия в торгах на право заключения договора аренды, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды. Разъяснены также вопросы определения лиц, имеющих преимущественное право на заключение договора аренды, последствия отказа арендатора от заключения нового договора аренды на условиях, предложенных победителем торгов, и момент, с которого прекращается обязанность арендатора по внесению арендной платы в случае покупки им арендованного имущества.
В постановлении обращается внимание на условия возмещения убытков победителю торгов на право заключения договора аренды в случае удовлетворения судом требований арендатора о переводе на него прав и обязанностей по заключенному на торгах договору. Кроме этого, в частности, разъяснена взаимосвязь момента начала или прекращения обязательств сторон по договору аренды зданий, сооружений и помещений с процедурами внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.